ПетерЪ НэфсЪ-Старшій. Вечерняя служба. Вѣнскій музей.
Вставъ на извѣстную точку зрѣнія, наслаждаться картинами этого рода способны и мы, но только лучше при этомъ совершенно забыть о требова
ніяхъ чисто-живописнаго порядка. Ремесленная опрятность безчисленныхъ, вѣчно повторяющихся «дворцовыхъ площадей» и іnteгіеuг’овъ (по преимуще
ству изображающихъ варіаціи на Антверпенскую каѳедраль) утомительна въ большой массѣ, но каждая такая трогательно выписанная картина въ отдѣль
ности обладаетъ значительной прелестью. Какъ характерно, что художникамъ тогда платили поштучно за колонны, изображенныя на ихъ картинахъ, и такимъ образомъ получалось, что чѢмъ больше колоннъ, тѣмъ дороже кар
тина. Въ свою очередь, количество колоннъ на картинѣ способствовало обра
зованію закоулковъ, открывающихся во всѢ стороны галлерей, и безконечной удлиненности перспективы, заводящей глазъ въ какія-то нескончаемыя дали 119.
119 Въ этомъ «завлеканіи и уводѣ зрѣніякроется огромное очарованіе, извѣстное даже искушенному глазу современнаго человѣка, получающему полное удовлетвореніе въ стереоскопѣ. Въ ХVІ-мъ же вѣкѣ глазъ былъ гораздо подат
ливѣе на обманъ. Ванъ-Мандеръ разсказываетъ прямо чудеса о томъ, какъ перспективы Вредемана обманывали людей. Были даже такіе простаки, которые держали пари о реальности ви
димаго и являлись послѣ проигрыша съ претензіями къ художнику. Однажды Вредеману удалось обмануть и самого императора. Въ мемуа
рахъ Болотова имѣется до чрезвычайности харак
терный разсказъ о шуткахъ его съ товарищами, которыхъ нашъ лѣтописецъ вводилъ въ заблу
жденіе посредствомъ самыхъ элементарныхъ оптическихъ фокусовъ.