груда, но и сейчасъ укажемъ на него, какъ на самую «свободную» нндер ландскую картину первой половины ХУІ вѣка 20.
Много общаго между живописью Скореля и Лукаса Лейденскаго, но кто кому обязанъ и вообще обязанъ ли одинъ другому — рѣшить трудно, такъ какъ нѣтъ достоверныхъ раннихъ картинъ перваго изъ этихъ художниковъ
Возможно, впрочемъ, что въ виду признанной (и доказанной гравюрами) скороспѣлости Лукаса, онъ и въ чисто-красочномъ отношеніи идетъ впереди.
Съ момента, когда его творчество становится намъ извѣстнымъ, у него уже появляется та смѣсь нѣжныхъ и яркихъ колеровъ, которая такъ характерна для вкуса начала ХУІ вѣка, которую мы встрѣчаемъ и у нѣмцевъ того же
періода времени и которую мы можемъ разсматривать какъ развитіе красочнаго вкуса, проявившагося у Босха и у Массейса. Отъ типичныхъ кватрочентистовъ и Лукасъ и Скорель (а также очень близкій къ нимъ Янъ Свартъ) отличаются тѣмъ, что у нихъ на смѣну выдержанной, полнозвучной гаммы сли
вающихся въ одинъ аккордъ самыхъ контрастныхъ красокъ появляется именно намѣренная пестрота. Красочное впечатлѣніе усиливается благодаря особенностямъ техники. Прежнюю плотность, эмалевость замѣняетъ нѣчто болѣе нерв
ное, напоминающее собой манеру Сарто, Рафаэля, Перино, Лотто 21. Въ цѣломъ, картины этого круга кажутся болѣе легкими, но и менѣе строгими и внушительными. На первый планъ выступаетъ забота объ элегантности, объ изяществѣ, а болѣе глубокія задачи уступаютъ чисто-эстетическимъ требованіямъ времени.
Если мы теперь обратимся къ изученію конкретныхъ и формальныхъ признаковъ, благодаря которымъ можно было бы подтвердить принадлежность Лукаса къ возрожденію, то мы убѣдимся въ томъ, что и онъ, подобно Скорелю, до 1520-хъ годовъ, скорѣе принадлежитъ готикѣ 22. Лишь изрѣдка въ орнамен
тикѣ пробиваются чисто-ренессансные мотивы, но эти украшенія играютъ роль какой-то «придачи къ главному», тогда какъ главное — будь то внутрен
ности зданія или наружные виды площадей, дворцовъ и улицъ — скорѣе готическаго стиля. Съ 1525 года Лукасъ начинаетъ издавать серіи гравиро
ванныхъ орнаментовъ опредѣленно ренессанснаго характера, но къ этому времени Скорель уже успѣлъ вернуться на родину, и въ эти же годы
20 Повтореніе или превосходна» старппная 22 О ЛукасЪ Лейденскомъ см. т. I, стр. 208 и копія этого исключительно прекраснаго произ- примѣч. 61. Кромѣ помянутой тамъ литературы, веденія находится въ собраніи г. Горвица въ укажемъ на вышедшую въ 1913 г. монографію о
С.-Петербургѣ. мастерѣ N. Beets «Lucas de Leyde», Bruxelles, v.
21 Напротивъ того, именно плотностью и эма- Oest (тамъ же на стр. V — VII приведены всѣ левостью краски отличается живопись цѣлаго остальные источники). Той же фирмой обѣщана ряда картипъ (и особенно портретовъ), приписы- въ ближайшемъ будущемъ болѣе полпая моиоваемыхь «Мастеру Смерти Маріи». графія о Лукасѣ — Бэтса и Дюльберга.