Я. Скорелъ (?). Вирсавія. Амстердамскій музей.


пособіемъ для усвоенія ренессансныхъ формъ тѣми художниками, которымъ не удавалось совершить путешествія за границу. Оба мастера означаютъ чрезвы




чайно много въ смыслѣ чисто-живописной эволюціи 18. Даже Мабюзе рядомъ съ ними — еще «примитивъ» въ техникѣ; онъ работаетъ согласно строгой.


18 Jan Scoreel или Scorel родился въ деревнѣ Скорель, близъ Алькмара, 1 августа 1495 г. Съ 1509 г. онь ученикъ Корнслиса Виллемса въ Гарлемѣ, а съ 1512 г.— Якоба Корнелиса въ Амстердамѣ, въ дочь котораго юный художникъ влюбил
ся. Согласно тому же источнику, откуда почерпнуты эти свѣдѣнія (Карелю ванъ Мандеру), Ско
рель состоялъ одно время п при ЯнѢ Мабюзе въ Утрехтѣ (около 1517 г.). Отправившись въ Германію, С. пользовался уроками перспективы у одного духовнаго лица въ Шпейерѣ; оттуда онъ пріѣхалъ въ Страсбургъ, въ Ііазель (гдѣ въ то время жилъ Гольбейнъ-Младшій) и въ Нюрнбергъ, гдѣ онъ работалъ съ Дюреромъ. Отсюда Скорель поѣхалъ на югъ. Годъ мастеръ прожилъ въ Каринтіи, гдѣ въ Оберъ-ВеллахѢ имъ написанъ боль
шой ретабль для графини Аполлоніи Лангъ фонъ Велленбургъ, вышедшей въ 1512 г. замужъ за
графа Кристофа Франчипани и умершей въ 1520 г. въ плѣну въ Миланѣ. Затѣмъ онъ посе
ляется въ Венеціи, откуда и предпринимаетъ поѣздку въ Палестину; въ 1520 г. онъ на Родосѣ и снова въ Венеціи (возможно, что только те
перь онъ оканчиваетъ ретабль Оберъ-Веллаха, па которомъ значится дата 1520). Въ Римѣ Ско
рель живетъ въ дни правленія папы Адріана VI, уроженца Утрехта (январь 1522 — октябрь 1523 г.), по смерти же Адріана возвращается въ Утрехтъ, а въ 1525 г. временно переселяется въ Гарлемъ. 16 октября 1526 г. его выбираютъ каноникомъ
Утрехтскаго собора, что не помѣшало ему прижить въ конкубинатѣ съ Агатой Шёнговенъ шестерыхъ внѣбрачныхъ дѣтей. Умеръ Скорель
въ декабрѣ 1562 г. Намять о немъ была еще совершенно жива въ тѢ дни, когда К. ванъМандеръ писалъ свою исторію; и это не удивительно, если мы вспомнимъ, что С. былъ личностью во всѣхъ отношеніяхъ исключительной — не только первокласснымъ живописцемъ, но и замѣчатель
нымъ архитекторомъ, ипженеромъ-гидрaвликомъ и музыкантомъ. Сохранились также свѣдѣнія объ его дружбѣ съ поэтомъ Іоганнесомъ Секупдусомъ. При папѣ Адріанѣ С. занималъ то же положеніе, которое Рафаэль занималъ при Львѣ X,
кромѣ того, онъ находился въ сношепіяхъ съ королемъ шведскимъ Густавомъ Вазой и съ Францискомъ I Французскимъ, тщетно пригла
шавшимъ его къ своему двору (Филиппъ II въ 1549 г. скупилъ все, что только можно было, изъ работъ Скореля). См. А. ѵ. Wurzbach «Niederliindisches Kiinstlerlexicon», Wien-Leipzig, 1910, т. II, стр. 597 и слѣд.; его же «Zur Reabilitirung J. S». въ «Zeitschrift f, bil. K.». 1883, стр. 45.; F. Mul
ier «De schilderyen von J. S. in liet Museum te Utrecht», 1880; D-r H. Toman «J. v. S. und die Geheimnisse der Stilkritik», Prag. 1888. и его же «Studien iiber J. S., den Meister des Todes d. М.» въ «Beitrage fur Kunstgescliiclite», VIII, Leipzig, 1889; G. Gliick «Ein neugeiundenes Werk J. S». въ «Cicerone», 1910, стр. 589.