Полидоро Караваджо. СадЪ ГесперидЪ. Гравюра сЪ фрески мастера на фасадЂ одного дома вЪ РимЂ.


Если характерно для Перу ищи, что слава его какъ архитектора и какъ перспективиста, постепенно затмила славу его какъ живописна, то не менЂе


19 Особенно отличился Неруцци въ постановки комедіи кардинала Биббіены: «Каландра», представленной при дворЂ Льва X въ 1520 г. Напо
мнимъ тутъ же, что и Рафаэль поставилъ при папскомъ дворЂ комедію Аріоста «Li suppositi».
20 Мы, къ сожалЂнію, не можемъ судить объ работахъ Неруцци, коими онъ украсилъ въ Ва
тиканЂ «птичникъ» папы. Вазари разсказываетъ: «Тбмъ временемъ папа Юлій II повелЂлъ по
строить во дворцб коридоръ и у крыши птич
никъ: Бальдассаре написалъ тамъ въ «кіароскуро» (монохромно) двЂнадцать мЂсяцевъ и всЂ занятія, которыя характеризуютъ каждый изъ нихъ; и тамъ, въ этой росписи, видишь многочи
сленные дома, театры, амфитеатры, дворцы и другія зданія, исполненныя прекрасной выдумки».
Надо думать, что по своему характеру эти работы Неруцци мало отличались отъ фресокъ Полпдоро на фасадахъ римскихъ домовъ и фресокъ Перино въ ГенуЂ (см. ниже). СкорЂе всего, что въ нихъ, въ виду уже самыхъ сюжетовъ, жилъ еще болЂе «суетный» духъ, нежели въ другихъ его работахъ, еще болЂе все было пожертвовано внЂшпости и, въ частости, модной «антикоманіи», которой Перуцци увлекался такъ же, какъ Рафаэль. По крайней мЂрЂ, въ знаменитой фрескЂ его въ церкви S. Maria della Расе именно эта аптикоманія совершенно заслонила содержаніе. Видишь только какихъ-то римлянъ, позирующихъ передъ зрите
лемъ, видишьнагроможденія красивой архитектуры, но лишь съ трудомъ выискиваешь фигурку юной ДЂвы, пробирающейся по лЂстницЂ храма.


КромЂ того, Перуцци былъ превозносимъ современниками и за свои театральныя декораціи19, представленіе о которыхъ мы можемъ, какъ кажется, имЂть по деревяннымъ гравюрамъ въ трактатЂ объ архитектурЂ его ученика Серліо (унаслЂдовавшаго всЂ рисунки учителя), а также по одному прекрасному (не выставленному) проекту въ ЛуврЂ 20. Перуцци принадлежатъ, на




конецъ, 䆫перспективы» съ видами на тогдашній Римъ, украшающія большой верхній залъ «Фарнезины» и до сихъ поръ, несмотря на свое плохое состояніе, придающія помЂщенію впечатлЂніе большаго простора.




Можно утверждать, что этими «перспективами» открывается цЂлая отрасль иллюзіонистски-декоративной живописи, праздновавшей свои главные тріумфы въ эпоху барокко.