дивыхъ пастуховъ и нимфъ. Пуденбургъ вмѣстѣ съ Альбани и съ Кастильоне были для XVJI вѣка тѣмъ, чѣмъ былъ Грёзъ для XVIII вѣка. Онъ выражалъ то, чего больше всего «хотѣлось» и что было дальше всего отъ реализаціи.
Соприкасаются съ разобранной группой еще два художника того же періода голландской живописи, имѣющіе и нѣкоторую связь съ Эльсгейме
ромъ: Бартель Брэнбергъ 210 и Леонардъ Брамеръ 2И. Оба художника достойны вполнѣ быть зачисленными среди «маленькихъ мастеровъ». И форматъ ихъ
картинъ и интимный характеръ ихъ творчества, нѣкоторые ихъ недостатки (сухость перваго и нѣсколько дилетантская развязность у Брамера) — все это препятствуетъ ихъ зачисленію въ ряды болѣе значительныхъ живописцевъ. Но тѣмъ не менѣе «суховатый» Брэнбергъ далъ чрезвычайно поэтичныя и даже возвышенныя картины римскихъ руинъ, а «неряшливый» Брамеръ является, на ряду съ Ластманомъ, ближайшимъ предтечей Рембрандта, болѣе даже близкимъ къ генію, ибо онъ уже предвѣщаетъ не только одни «пріемы сочиненія» голландскаго Прометея, но и его тонъ — иначе говоря, какъ бы
самую душу его творчества. Въ то же время тотъ и другой выдаютъ во всемъ свое происхожденіе отъ Эльсгеймера, а Брамеръ, въ частности, и отъ Караваджо. Но Брэнбергъ развилъ формулы своего прообраза въ смыслѣ передачи пространства, озареннаго свѣтомъ, а второй подчеркнулъ, напротивъ того, интимный характеръ творчества Эльсгеймера и сумѣлъ это сдѣлать по
средствомъ удачнаго пользованія свѣтотѣнью. Брамеръ какъ бы разбилъ слишкомъ сухую и опредѣленную формулу освѣщенія, унаслѣдованнаго Эльсгеймеромъ у Караваджо (Хонтхорстъ вполнѣ подчинился ей); подъ кистью Брамера свѣтъ затрепеталъ, заискрился, и сразу получилось въ этомъ нѣчто музыкальное. Рембрандту оставалось превратить эту «игру свѣта» въ магію — иначе говоря, совершить шагъ отъ остроумнаго и тонкаго открытія къ геніальному откровенію, отъ поэтической естественности — къ сверхъестественному.
210 Barthel Breenberg родился въ Девентерѣ около 1599 г.; въ 161S г. онъ переселяется въ Амстер
дамъ, позже отправляется въ Италію, гдѣ онъ подпадаетъ подъ вліяніе Бриля и эльсгеймеристовъ (самого Эльсгеймера Б. уже не засталъ); поселившись, по возвращеніи, въ Амстердамѣ, онъ женится тамъ въ 1633 г. и постепенно пріобрѣтаетъ большую популярность; съ 1640 г. нѣкоторыя картины какъ будто обнаруживаютъ влі
яніе на Б. горячаго колорита и широкой живописи Рембрандта; умеръ мастеръ въ 1659 г. Картины Б. имѣются въ Эрмитажѣ, въ Гатчинѣ, въ собраніи графа Строганова, въ Румянцевскомъ музеѣ въ Москвѣ, въ музеяхъ Мюнхена, Карлслуэ и мно
гихъ другихъ. Существуетъ рядъ оригинальныхъ офортовъ мастера (руины Рима и миѳологическіе сюжеты).
211 Leonard Bramer родился въ ДельфтѢ около
1595 г.; въ 1614 г. совершилъ путешествіе черезъ Францію въ Италію (въ Римѣ онъ работалъ для Маріо Фарнезе); въ 1624 г. онъ вернулся, но лишь въ 1629 г. зачисленъ мастеромъ въ дельфтскую гильдію; въ лицѣ принца Фридриха-Гейнриха и графа Іоганна-Морица Нассаускаго онъ нашелъ себѣ покровителей; для одной изъ дельфтскихъ корпорацій Б. исполнилъ фрески; умеръ мастеръ 10 февраля 1674 г. въ ДельфтѢ. Картины причуд
ливаго художника находятся въ музеяхъ Вѣны («Суета» и «Тщета»), Амстердама, Аугсбурга, Брауншвейга, Карлсруэ, Лилля. Майнца (1636 г.), Мадрида («Горе Гекубы», 1630 г.), Стокгольма. Очень интересны и офорты художника, котораго можно считать предшественникомъ не только Рембрандта, по и Гойи. См. В. Щавпнскій «Лео
нардъ Брамеръ» въ «Старыхъ Годахъ», 1912 г., февраль, 20.