Доменико Фети. Геро и Леандръ. Вѣнскій музей.
какъ предписанія «очищеннаго вкуса)), такъ и разумную идею, а иногда и декоративную цѣлостность.
Въ эпоху ренессанса такими «чистыми живописцами» были многіе художники и среди нихъ, пожалуй, всѣ, безъ исключенія, венеціанцы. Какія угодно жертвы въ честь «богини живописи» были готовы приносить и Джор
джоне, и Тиціанъ, и Веронезе, особенно же Бассано и Тинторетто. Но въ ХѴП и въ XVIII вѣкахъ свободное отношеніе къ искусству стало преслѣдоваться педантической критикой, и сила авторитета послѣдней была на
столько велика, что ей не рѣшались противиться даже смѣлые умы и жгучіе темпераменты. Скорѣе среди болѣе скромныхъ натуръ, предпочитавшихъ тихую работу у себя, удовлетворявшихся одобреніемъ тѣснаго кружка поклонниковъ, мы найдемъ художниковъ, отважившихся идти вполнѣ самостоятельными путями и всецѣло отдаться вдохновенію.
Свое художественное питаніе «чистые живописцы» эпохи барокко получали, въ значительной мѣрѣ, въ родномъ искусствѣ; но едва ли не еще большее значеніе для нихъ имѣли (и въ этомъ очень существенная особен
ность всей данной группы) иностранцы. Какъ разъ къ этому времени, къ началу XVII вѣка, та свобода, которая была удѣломъ итальянскаго искусства въ эпоху расцвѣта возрожденія и которая со дней торжества академическаго
контроля въ художественномъ мірѣ Италіи скорѣе преслѣдовалась, свобода эта начала праздновать, послѣ долгихъ лѣтъ ученичества, подражанія и условностей, свое торжество на сѣверѣ Европы и особенно въ Нидерландахъ212.
212 Большую свободу въ теченіе долгаго времени удалось отстоять итальянской архитектурѣ и скульптурѣ. Въ этихъ областяхъ съ 1(і20-хъ
годовъ воцаряется пресловутый Бернини — bête noire Академій, а по оцѣнкѣ нашего времени — одинъ изъ величайшихъ художниковъ исторіи