ПИСЬМА ИЗ ПАРИЖА




МОНПАРНАССКИЕ МАСТЕРСКИЕ.


Монпарнасе, кажется, вымазан красками. В его уличках — мансарды. В его кафэ — широкополые черные шляпы.
И всюду пахнет лаком, верни, пылью красок, холстами.
Кажется, что все прохожие либо натурщики, либо художники. И что все реши
над костюмом для европейского балета Брониславы Нижинской, над оформлением спектаклей драматического и оперного театра в Риме, и, наконец, для кино.
Ее последний макет к испанской пантомиме показывает европейские архитектурные влияния и современные представления об испанской жизни.
В его фантазии до сих пор ассоциируются образы местечковых евреев с пари
жанами. В его вещах еще чувствуетсякровная связь с гетто, которому он принадлежит по крови и рождению.
Манэ Кац посвящает свои портреты не только европейцам, но и безызвестным евреям своей родины.
Александра Экстер. Театральная конструкция «Испанская пантомима».
тельно предметы в магазинах—более об’екты для натюр-мортов, чем Для про
дажи. Целый ряд фигур неизменен в этом квартале.
Во все мастерские заглянуть—не успеешь. Несколько из них осмотреть—не обходимо. Вот две из многих—они говорят о работах русских^в Париже.
У Александры Экстер.
Художница, уехав из Москвы три года назад, работала два года в Италии над конструкцией цветовых композиций,
В этом макете—скупость, четкость, динамика, чувство современности.
В своей парижской мастерской Экстер задумала создать целую школу для ра
боты над оформлением кино-фильм.Кино— ее последний этап.
У Манэ Каца.
Это художник современного портрета. Выходец из бывшей черты еврейской оседлости, одного из местечек на Украине, он вобрал в себя культуру европейской живописи..
Случается, что Манэ Кац сопоставляет свои последние парижские встречи с вос
поминаниями о своем прошлом. В этих случаях раввина он изображает рядом с обнаженной парижской кокоткой.
Кац выставляется в Праге и Берлине,, в Вене и Париже, в Брюсселе и Лондоне.
Его вещи—едва ли не во всех значительных салонах.
Он работает несколько грязно и]не достаточно четко. Но он захватывает той про
никновенностью и той непосредственностью, которая чувствуется в его вещах.


САМОЕ ЛЮДНОЕ МЕСТО ПАРИЖА.


В» нескольких шагах от Большого Дворца — перед входом в специальный парк аттракционов—на всемирной выстав
ке декоративных искусств в Париже— вертится современная карусель.
Ее любят все: самые элегантные парижские дамы, консьержки, лабазницы.комми,раз
носчики газет, с п о ртсмены, рантье, шофферы, мастеровые и слиш
ком пожилые старухи.
На этой карусели в тече
ние 16часов— жизнь, смех, остроты, каламбуры.
На деревянных фигурах,—портре
тах всех раз11 о в идностей пари жского
Пуарэ. (Манекен —Владелец магазина). «Парижская кару
сель».
населения, — раз’езжают по быстрому кругу все классы, все нации, все партии Парижа.
Оригиналы примасливаются к своим копиям. Консьержка из Пасси взбирает
ся на свой прототип, элегантный рантье из Елисейский Полей—на свою каррикатуру, водопроводчик—на свой таз, спортсмен—на свой футбольный мяч, фото
граф — на свою фотографическую камеру.
Парижане любят эту игру людей и вещей. Им нравится участвовать в этой издевке на самих себя оттого, что, забав
ляясь, им не приходится на ни кого обижаться. Для обиды—у художника карусели, всесильного и неизменного диктатора парижских мод Пуарэ—не хватило злости.
любой из русских художников, может быть, и воспользовался бы подобным пред
логом для своей ядовитой иронии. Но Пуарэ слишком добродушен к парижанам, одевающимся только по его фасонам, и слишком снисходителен к парижанам, еще не собравшим достаточ
но денег для того, чтобы поступить так же.
Карусель Пуарэ — новое местовстреч, флирта и даже деловых сделок.
Во всем Париже — это самое модноеместо.
Пуарэ. (Манекен—Русская дама в Партне с покупками). «Парижская карусель
Наряду с балаганами, американскими горами, египетскими «фараонами», индусскими факирами,ти
бетскими цирка
чами и французскими площадны
ми комедиантами5 «парижской ка
русели» выпал
максима льный успех.
Может быть, она на самом деле в какойто степени уга
дывает лицо европейской современности.
Самуила Марголина.
Манэ-Кац. Три еврея.
Самуил
Марголин.