Современное положение вопроса по борьбе с детской беспризорностью.

(Пленум Деткомиссии при ВЦИК).
30 августа в зале заседаний ВЦИК пленум Деткомиссии при ВЦИК в течение почти 5-ти часов подвергал самому тщательному и всестороннему обследованию современное поло
жение вопроса об улучшении быта детей и те мероприятия, которые за последний период были предприняты по борьбе с детской беспризорностью.
В многочисленных докладах и сообщениях перед участниками пленума прошла яркая картина тех трудностей, с кото
рыми приходится непрерывно бороться Деткомиссии: постоянный недостаток средств, которых, несмотря на весьма значительные отпуски из государственной казны, все же не хватает для полного удовлетворения того количества беспризорных, какое находится на попечении Деткомиссии; сложность задачи пре
вращения в нормальных и полезных для Республики людей той массы морально, а зачастую даже и физически разложившихся подростков, из которой состоят беспризорные; неот
ложная необходимость разгрузить транспорт от засоряющего его огромного количества кочующих с одного места на дру
гое бездомовных детей (число коих по статистическим данным определено в 23.838 человек), состоящих в большинстве из неоднократно уличеных правонарушителей, и, наконец,— изы
скание методов к предупреждению беспризорности путем предоставления работы осиротевшим детям,— все это соста
вляет только лишь некоторые из тех грандиозных проблем, которые поставлены жизнью перед Деткомиссией ВЦИК.
На пленуме 30 августа эти проблемы рассматривались и обсуждались преимущественно в плоскости проверки применения директивного постановления Совнаркома СССР о мерах борьбы с детской беспризорностью.
Центром внимания пленума явился, конечно, вопрос о том, как были использованы материальные средства, отпу
щенные государством для этой цели. Из докладов выяснилось, что они целиком отправлены уже на места, и в общем исполь
зованы по своему прямому назначению. Но, как оказалось по
сообщениям, поступавшим из провинции, не все филиалы Деткомиссии на местах правильно поняли свои задания, вслед
ствие чего обнаружились некоторые неприятные исключения.
Так например, одна губерния, суммы отпущенные специально на борьбу с детской беспризорностью, включила произвольно в доходную часть своего общего бюджета, расширив вслед
ствие сего соответственно расходную сторону такового.
Другие две губернии с некоторыми из переведенных им денежных сумм распорядились столь нецелесообразно, что по меткому и характерному замечанию председательствующего на пленуме т. Белобородова, (Наркомвнудел РСФСР) получи
лась такая картина: „На детском доме крыши нет, а они радио устанавливают“.
Хотя вышеизложенные случаи зарегистрированы были всего лишь в трех губерниях, но все же пленум Деткомиссии при ВЦИК нашел нужным обратиться в президиум ВЦИК с заявлением об издании особого распоряжения местам: рас
ходовать отпущенные им специальные средства на борьбу с беспризорностью только по прямому назначению, о чем вынес соответствующее постановление.
Как выяснилось из докладов и отчетов (в гораздо больших размерах, чем неправильное использование отпущенных
средств), на местах обнаружилось следующее, весьма нежелательное явление: тенденция к закрытию детучреждений, вслед
ствие неправильно истолкованного постановления Совнаркома СССР о необходимости разгрузки детских домов путем отдачи воспитанников таковых в крестьянские семьи.
Хотя в означенном постановлении Совнаркома СССР было указано, что освободившиеся вакансии в детских домах должны быть тотчас же заполняемы новыми беспризорными, но во многих местностях оказалась почему-то выполненной только первая часть данной Совнаркомом задачи, т.-е. раз
грузки детских домов путем размещения воспитывавшихся в них беспризорных в крестьянские семьи; пополнения же детдомов новыми воспитанниками не производится.
Такая система, проводимая в некоторых автономных республиках Союза, угрожает срывом всего дела призрения бездомных детей; так например, из отчета выяснилось, что
в Башреспублике, где в прошлом году функционировало 200 детдомов, в нынешнем году таковых осталось всего лишь 13.
Какие результаты дает система патронирования беспризорных в крестьянских семьях, рельефно выяснилось в докладе одного из участников пленума т. Эпштейн. Он рассказал о посещении им одного крестьянина, взявшего к себе на содер
жание ребенка из детского дома. Когда мальчику объявили, что за ним приехали, чтобы взять его обратно от приютив
шего его крестьянина, этот мальчик был крайне огорчен и умолял его не брать.
Приведенный случай показывает, что условия в каковых жил в приютившей его крестьянской семье бывший беспри
зорный, далеко не плохи и во всяком случае вполне его удовлетворяли.
Установлено, что во многих местах крестьяне, принявшие к себе беспризорных, затем их нередко усыновляют.
Участвовавший в пленуме представитель Наркомтруда дал чрезвычайно интересную информацию о борьбе с беспри
зорностью путем вовлечения бездомных детей в производства. По его данным всего подростков беспризорных, нуждающихся в работе числится немногим свыше 95.000 человек. Из них 16.000 подростков, которые зарегистрированы на биржах труда, не имеют родителей.
В отношении их Наркомтрудом издано распоряжение, предписывающее, чтобы на все количество подростков, требую
щихся для работы в различных производствах, не менее 35% было назначаемо из числа беспризорных. Помимо сего, при содействии Наркомтруда удалось поставить на производства 3.300 человек из бывших воспитанников детских домов.
В это число не вошло еще 3.200 подростков из беспризорных, которые направлены на заводы и фабрики как Москвы, так равно и Ленинграда.
Много внимания со стороны пленума было уделено весьма существенному вопросу о том, как ведут себя на производ
ствах бывшие беспризорные. Все докладчики констатируют, что в этой области достигнуты весьма благоприятные резуль
таты. Особенно отрадным является случай, о котором было сделано сообщение представителем Наркомвнудела. В московском труддоме продолжительное время содержались 50 несо
вершеннолетних правонарушителей, которые были все вообще квалифицированными уголовниками, а некоторые из них имели даже до 10 судимостей.
По истечении года обучения в труддоме, все эти малолетние преступники получили производственную квалифика
цию и были переведены затем на заводы. В настоящее время они — вполне добросовестные, нормальные работники, в которых никто не узнал бы прежних, как казалось ранее, неисправимых сорванцов.
Приведенный пример убедительно доказывает, что при умелой и заботливой постановке дела надзора за попадающими в трудовые дома подростками, эти детучреждения спо
собны совершенно перевоспитать даже закоренелых преступ
ников из несовершеннолетних. Учитывая это обстоятельство,
Центральная Деткомиссия отпустила недавно на организацию трудовых домов на местах сумму в 100.000 рублей. На эти
средства предполагается открыть четыре детдома: на северном Кавказе, в Сибири, в Среднем Поволжьи и на Урале; дома эти смогут вместить 850 беспризорных детей. В центре, в Москве, для этого заготовлены уже постели, белье и другие необхо
димые принадлежности. Предполагается, что 1 октября эти детучреждения начнут уже функционировать.
В конце заседания пленума целый ряд докладчиков выступил с чрезвычайно интересными сообщениями: о спосо
бах лечения беспризорных — наркотиков и венериков, об
участии комсомола в борьбе с беспризорностью (что, как оказывается, приносит весьма ощутительные результаты) и с прочими, имеющими близкое отношение к области борьбы с детской беспризорностью вопросами.
Рунич.