Как развлекать детей.

Если для маленьких детей матери, старшие сестры и другие женщины еще сравнительно легко находят забавы и развлечения, то с детьми среднего возраста, лет 8—12, по общему женскому признанию—„просто беда“.
Игрушки уже слабо занимают таких детей. Любознательность чаще побуждает их ломать игрушки, чем ими забав
ляться. Сказкам, которыми можно возбуждать фантазию
малышей, подростки уже не верят. Игры быстро надоедают им, так как большая часть этих игр лишена элементов изобре
тательности и соревнования, побуждающих детей добиваться удачи.
Проведя недавно месяц в деревне среди городских приезжих детей, которые были отданы на мое попечение, я с не
сомненным успехом развлекала их во время дневного отдыха в лесу или по вечерам перед ужином, благодаря одной мало
известной книге, попавшейся мне под руку и оказавшей мне большую услугу. Это книга А. Ф. Вебера „Хитрые загадки— нехитрые отгадки“, издательство „Мысль“, 1924 г., составлен
ная на основании нескольких источников и способная затруд
нить как воспитателей, так и детей, если первые не произведут сначала тщательного отбора среди материала, предлагаемого составителем книги.
Для того, чтобы заинтересовать детей, постепенно вовлечь их в умственный спорт, нужно не отпугивать их сложностью цифровых задач, а, наоборот, начинать с полу-наивных за
гадок, мозговая ппобеда над которыми дается легко и — если возможно — шутливо. Мне хотелось бы использовать свой
минувший опыт для помощи другим руководительницам детей, для чего я и приведу здесь задачи, загадки, шутки из мира чисел, которыми можно отлично развлечь ребят, вызывая у них состязание в смекалке, в быстроте соображения, в остроумии, в легком, приятном и полезном умственном спорте.
Вот для начала такая задача: Летели галки, сели на палки.
Когда сели по одной галке, не хватило палки. Когда сели по две галки, не хватило галки. Сколько было галок, сколько было палок?
На разгадывание мною было дано детям четверть часа. Каждый отгадывал отдельно, писал ответ на бумажке, под
писывая свое имя и бросал бумажку в мой платок. Я при этом ставила порядковый номер на бумажках, т.-е. кто бросил первым, кто вторым и т. д. Из 12 детей девять отгадали правильно: палок было две, а галок три.
Теперь более сложная задача. У одного человека было 40 бутылок; он расположил эти бутылки в ящике в таком порядке:
С каждой из сторон ящика он проверял, есть ли 11 бутылок и тогда успокаивался: значит, все целы. А между тем его 4 раза обкрадывали. Дети должны были решать, как распола
гал вор бутылки в ящике для того, чтобы хозяин, считая по краям, всегда находил в каждой стороне по 11 бутылок и был уверен, что все бутылки целы.
Один из мальчиков тотчас же решил, что вор украл сначала 4 бутылки и расположил остальные 36 так:
Это правильное решение быстро навело детей на верный путь отгадки, и большинство из них почти одновременно представили свои записки с отгадками, а именно: после второй кражи осталось 32 бутылки, которые расположены были
с каждой стороны так: 3+5+3 = ll бутылок. Затем вор украл еще четыре бутылки, а остальные 28 расставил по краям так: 4+3+4 = 11 бутылок. И, наконец, он украл
в четвертый раз 4 бутылки, а оставшиеся 24 поставил так, что с каждой стороны получалось 5 + 1 + 5=11 бутылок.
Вот еще очень любопытная задача. Она требует от детей больщого внимания, но в процессе решения вызывает много бурных споров, отгадка же порождает не менее бурные проявления изумления и радости. Первая часть задачи называется: „откуда взялась копейка“? А вторая часть:—„куда девалась копейка“?
На базаре две торговки продавали яблоки; у каждой в корзине было по 60 яблок. Одна брала по три копейки за 4 яблока, другая—по пять копеек за шесть яблок.
Рассчитав, что первая должна выручить за свои 60 яблок 45 коп., а вторая за свои 60 яблок 50 копеек, торговки ре
шили для удобства соединить все свои яблоки, и так как одна продавала 4 яблока за три копейки, а другая 6 яблок за пять копеек, то продавать сообща десяток яблок за 8 ко
пеек. Так и сделали. Но когда продали 120 яблок, оказалось,
что выручили 96 копеек, т. е. на одну копейку больше, чем расчитывали, продавая отдельно. Откуда же взялась лишняя копейка, и какой из двух торговок она принадлежит?
Но вот другие две торговки, услышав, что от соединения получается прибыль, порешили тоже соединить свои яблоки.
У каждой было также по 60 штук. Одна брала за 4 яблока 3 коп. и должна была получить всего 45 коп; другая брала за 6 яблок 4 коп. и расчитывала получить 40 коп. Соединив
шись и соблюдая каждая свой расчет, решили продавать 10 яблок за 7 коп., чтобы получить в результате 85 коп. Продали. Выручили, оказывается, от 12 десятков по 7 коп.,
всего 84 коп. Куда же девалась одна копейка и кто из двух должен ее потерять?
Разгадка такая. В первом случае та торговка, что продавала дороже и желала получить за свои 60 яблок 50 ко
пеек, выручила их от продажи начальных 10 десятков (ибо туда вошли 10 раз по ее 6 яблок, расцениваемых ею в 50 ко
пеек). После этого осталось еще 20 яблок, принадлежащих, в сущности, второй торговке (ибо в первые 10 десятков вошло только 40 ее яблок).
Эти двадцать яблок она вместо прежней своей цены, т. е. по 3 к. за 4 яблока, что дало бы ей 15 коп., продавала по новой общей цене, т.-е. по 8 копеек за десяток, почему и получилось 16 копеек. Лишняя копейка принадлежит, конечно, этой „дешевой“ торговке.
Во втором случае наоборот: сначала были распроданы яблоки той торговки, которая брала за 6 яблок 4 копейки и хотела получить 40 копеек. После продажи 10 десятков, она их и получила; осталось еще 20 яблок, принадлежащих, в сущности, той, которая брала за 4 яблока 3 коп. Она должна была бы по прежней своей цене получить за них 15 коп., но продавая по новой общей расценке, десяток за 7 коп., получила лишь 14 коп. Значит она и потеряла копейку.
Чтобы развлечь детей шуткой после решения таких задач, требующих острой смекалки, можно им предложить такие вопросы:
На столе лежат три спички. Как их расположить, чтобы получилось шесть?
Ответ таков, что надо их расположить в виде римской цифры шесть (VI).
Или такой вопрос: как увеличить число 666 в полтора раза, не производя никаких арифметических действий?
Ответ: нужно перевернуть бумажку, где написано это число; получится 999.
В таком же роде: как разделить пополам 18, чтобы в каждой половине получилось по 10? Или: какой знак надо поставить между 3 и 4, чтобы получить число больше 3 и меньше 4?
Ответ в первом случае: горизонтальной чертой; во втором случае — запятую.
Более сложный забавный вопрос.
Два отца, два сына, дед и внук поделили между собой
поровну 300 рублей. Оказалось, что каждый получит по сто