ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!




«ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ. ОНО ДОЛЖНО УХОДИТЬ СВОИМИ ГЛУБОЧАЙШИМИ КОРНЯМИ В САМУЮ ТОЛЩУ ШИРОКИХ ТРУДЯЩИХСЯ МАСС. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ понятно ЭТИМ МАССАМ И ЛЮБИМО ИМИ. ОНО ДОЛЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ ЧУВСТВО, мысль и волю этих МАСС, ПОДЫМАТЬ ИХ. ОНО ДОЛЖНО ПРОБУЖДАТЬ В НИХ ХУДОЖНИКОВ И РАЗВИВАТЬ ИХ».




СЛОВА В. И. ЛЕНИНА, ПРИВЕДЕННЫЕ КЛАРОЙ ЦЕТКИН




В ВОСПОМИНАНИЯХ О ЛЕНИНЕ.


РУКОВОДИТЕЛИ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА СРЕДИ СТАРЕЙШИХ РАБОТНИКОВ МХАТ В ДЕНЬ 40-ЛЕТИЯ ТЕАТРА-27 ОКТЯБРЯ 1938 ГОДА. В ПЕРВОЙ РЯДУ (СЛЕВА НАПРАВО). ГРИМЕР Я. И. ГРЕМИСЛАВСКИЙ, ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РСФСР С. В. ХАЛЮТИНА, НАРОД­ НЫЙ АРТИСТ СССР В. И. НЕМИРОВИЧ-ДАННЕНКО, И. В. СТАЛИН, К. Е. ВОРОШИЛОВ, НА
РОДНЫЙ АРТИСТ СССР И. М. МОСКВИН, В. М. МОЛОТОВ, Л. М. НАГАНОВИЧ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР В. И. КАЧАЛОВ, А. А. АНДРЕЕВ.
ВО ВТОРОЙ РЯДУ: АРТИСТ С. А. МОЭАЛЕВСКИЙ, НАРОДНАЯ АРТИСТКА РСФСР Л. И. КО­ РЕНЕВА, ГРИМЕР И. А. ГРЕМИСЛАВСКАЯ, ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РСФСР И. П. НИКОЛАЕВА,
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РСФСР Б. Л. ИЗРАЛЕВСКИЙ, НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР Л. И. ЛЕОНИДОВ, А. А. ЖДАНОВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСНУССТВ РСФСР Н. А. ПОДГОР
НЫЙ, Н. С. ХРУЩЕВ, Н. И. ЕЖОВ, ДИРЕНТОР МХАТ Я. И. БОЯРСКИЙ, А. И. МИКОЯН, Н. А. БУЛГАНИН, МАШИНИСТ СЦЕНЫ И. И. ТИТОВ.


В


ОЗНИКНОВЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА ОТНОСИТСЯ к посл ЕІргвд! ДЕСЯТИЛЕТИЮ ПРОШЛОГО ВЕКА. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЭТОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА ВЕСЬМА СВОЕОБРАЗНА.
К КОНЦУ ПРОШЛОГО ВЕКА КАПИТАЛИЗМ В РОССИИ РАЗВИЛСЯ У УКРЕПИЛСЯ. В СРЕДЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ШЕЛ ПРОЦЕСС РАССЛОЕНИЯ. НА КРАЙНЕЙ ЛЕВОМ ФЛАНГЕ ВЫДЕЛИЛАСЬ ТА ЧАСТЬ ИНТЕЛ
ЛИГЕНЦИИ, КОТОРАЯ ВПОСЛЕДСТВИИ ПРИМКНУЛА К ПРОЛЕТАРСКОМУ ЛАГЕРЮ. ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ МЕЛКОБУРЖУАЗНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПЕРЕЖИВАЛА ГЛУБОЧАЙШИЙ КРИЗИС СВОЕГО ОБЩЕСТ- ВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
ОГРОМНОЕ НЕДОВОЛЬСТВО СУЩЕСТВУЮЩИМ ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЯДКОМ,СМУТНАЯ МЕЧТА О ЛУЧШЕМ БУДУЩЕЙ, ГРУСТНОЕ РАЗДУМЬЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПОШЛОСТИ И МЕЩАНСТВЕ- ВСЕ ЭТО ПИТАЛО ТЕ НАСТРОЕНИЯ БЕЗВРЕМЕНЬЯ, ИЗ КОТОРЫХ ВОЗНИКЛО ЗАМЕЧАТЕЛЬ- НОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. ИЗ ЭТИХ ЖЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОРНЕЙ ВОЗНИК И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР.
ТАК ЖЕ КАК И ЧЕХОВ, ТЕАТР НЕ ЗНАЛ, КУДА OH ЗОВЕТ СВОЕГО ЗРИТЕЛЯ, НАК ОН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЕ ТО ПРЕКРАСНОЕ БУДУЩЕЕ, К КОТОРОМУ ОН ПРИЗЫВАЛ, А ГЛАВНОЕ,
КАКИМИ СРЕДСТВАМИ ЭТОГО БУДУЩЕГО ДОБИТЬСЯ. В ТИСКАХ МОНАРХИЧЕСНОЙ РЕАНЦИИ ОН СТРЕМИЛСЯ ЗАЩИТИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ ОТ УДУШАЮЩЕЙ АТМОСФЕРЫ, ПРИ
ЗЫВАЯ ОТСТОЯТЬ ТО ПРЕКРАСНОЕ, ЧТО ЕСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ И В МИРЕ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА БЫЛО КОНКРЕТНЫЙ ВЫРАЖЕНИЕМ ЭТОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИ­ ТИЧЕСКОЙ ТЕНДЕНЦИИ.
В ГЛУХУЮ ПОРУ РЕАКЦИИ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР БЫЛ В СТОРОНЕ ОТ НОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЕЯНИЙ И НАСТРОЕНИЙ. САМЫЕ КРУПНЫЕ ТЕАТРЫ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ ВО ВЛАСТИ ОТСТАЛОЙ И ПОШЛОЙ ДРАМАТУРГИИ И ОБВЕТШАЛЫХ АКТЕРСКИХ ШТАМ- ПОВ. ПЕРЕДОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ВЫДВИГАЛО НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. В ЛИТЕРАТУРЕ ВЛАСТВОВАЛ ГЕНИЙ ТОЛСТОГО. ГРУСТНОЕ РАЗДУМЬЕ И НЕЖ- НЫЙ ГОЛОС ЧЕХОВА БУДИЛИ НОВЫЕ МЫСЛИ И ЧУВСТВА. НЕОЖИДАННО РАЗДАЛСЯ СМЕЛЫЙ голое «БУРЕВЕСТНИКА» ПЕРВОГО ПРОЛЕТАРСНОГО ПИСАТЕЛЯ, М. ГОРЬКОГО. ВСЕ ЭТО БЫЛО ПОЛНО ЧЕМ-ТО НОВЫМ И НЕОБЫЧАЙНО УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ. СТРЕМЛЕНИЮ ОТРАЗИТЬ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ИСКУССТВЕ эту НОВУЮ СТРУЮ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ОТВЕЧАЛО СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА. «ПРОГРАММА ВНОВЬ СОЗДАВАЕМОГО ДЕЛА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННОЙ», ГОВОРИТ К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ В СВОЕЙ КНИГЕ «моя жизнь В ИСКУССТВЕ».
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, РЕЧЬ ШЛА НЕ О ЧАСТИЧНЫХ РЕФОРМАХ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА, А О КОРЕННОЙ ВСТРЯСНЕ, ДОЛЖЕНСТВУЮЩЕЙ ОБНОВИТЬ ЕГО ДО ОСНОВАНИЯ.
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕОБХОДИМО БЫЛО КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНИТЬ РЕПЕРТУАР ТЕАТРА. ТОЛЬКО ТОТ ДРАМАТУРГ, КОТОРЫЙ ЧУВСТВУЕТ БИЕНИЕ ПУЛЬСА СОВРЕМЕННО
СТИ И СПОСОБЕН ОТРАЗИТЬ ПЕРЕДОВЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, ДОЛЖЕН ЗАНЯТЬ РЕШАЮЩЕЕ МЕСТО В ТЕАТРЕ. ЭТИМ ДРАМАТУРГОМ ОКАЗАЛСЯ ЧЕХОВ.
ВСЛЕД ЗА ЧЕХОВЫМ В ТЕАТР ПРИШЕЛ М. ГОРЬКИЙ. ОТТАЛКИВАЯСЬ ОТ ТОЙ СВОЕ­ ОБРАЗНОЙ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ, КОТОРУЮ СОЗДАЛ В ТЕАТРЕ ЧЕХОВ, ГОРЬКИЙ НАПОЛНИЛ СВОИ ПЬЕСЫ НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ. ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ГЕРОИ, КОТОРЫЕ ПО-ИНОМУ ВЗГЛЯНУЛИ НА МИР И ОКРУЖАЮЩУЮ ЖИЗНЬ.
ТВОРЧЕСТВО ГОРЬКОГО СТИМУЛИРОВАЛО ОБЩЕСТВЕННУЮ АКТИВНОСТЬ ТЕАТРА. БОРЬБА ЗА НОВОЕ СЛОВО В ТЕАТРЕ НИКОГДА НЕ БЫЛА ЭСТЕТИЧЕСНОЙ САМОЦЕЛЬЮ ДЛЯ ОСНОВАТЕЛЕЙ МХАТ. ЭТО БЫЛА ПОТРЕБНОСТЬ ОТРАЗИТЬ СОВРЕМЕННОСТЬ В ТЕАТРЕ, ОТРАЗИТЬ ПЕРЕДОВЫЕ ИДЕИ, ВОЛНОВАВШИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ.
НО, ЧТОБЫ ЭТО НОВОЕ РЕАЛИЗОВАТЬ НА СЦЕНЕ, НУЖНЫ БЫЛИ НОВЫЕ СРЕДСТВА ГЕАТРАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. НУЖНЫ БЫЛИ НОВЫЕ ПРИЕМЫ АНТЕРСКОЙ ИГРЫ.
1 основу ВСЕЙ СВОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ТЕАТР ПОЛОЖИЛ СТРЕМЛЕНИЕ К ОСУЩЕ- ЗТВЛЕНИЮ ЕДИНОГО ЗАМЫСЛА СПЕКТАКЛЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЧЕСКИ СПАЯННОГО СЦЕНИ1ЕСКОГО АНСАМБЛЯ. ОРГАНИЗАТОРОМ И ОСУЩЕСТВИТЕЛЕМ ЭТОГО ЕДИНОГО ЗАМЫСЛА ШЛЯЕТСЯ РЕЖИССЕР, КОТОРЫЙ РЕАЛИЗУЕТ ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ СПЕКТАКЛЯ И ИХ ПОДЧИНЕНИЕ ЕДИНОМУ ИДЕЙНОМУ ЗАМЫСЛУ. ТЩАТЕЛЬНОСТЬ и досто
ВЕРНОСТЬІ В ПЕРЕДАЧЕ ПРАВДЫ ЖИЗНИ ОПРЕДЕЛИЛИ ТОТ КРЕПКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ КУРС, КОТОРЫЙ С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ СВОЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЫЛ ПРИНЯТ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕАТРОМ. В СВОИХ ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЯХ ТЕАТР ОТДАЛ ДАНЬ И НАТУРАЛИЗМУ, И СИМ
ВОЛИЗМУ. ОДНАКО, ЭТИ ОТКЛОНЕНИЯ НЕ ОСТАВИЛИ БОЛЬШОГО СЛЕДА В ЕГО ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ. ОРГАНИЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ПЕРЕДАЧЕ ЖИЗНЕННОЙ ПРАВДЫ НА СЦЕНЕ ОБЕСПЕЧИЛО ТЕАТРУ БЫСТРОЕ ИЗЖИВАНИЕ ВСЯКОГО РОДА ОТКЛОНЕНИЙ ОТ РЕАЛИСТИЧЕ- СКОГО ПУТИ.
С САМОГО НАЧАЛА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР СТРЕМИЛСЯ АДРЕСОВАТЬ СВОЕ ИСКУССТВО НАРОДНЫЙ МАССАМ. ЭТО ВОШЛО В ПРОГРАММУ ВНОВЬ СОЗДАВАЕМОГО ТЕАТРА, КОТОРЫЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ БЫЛ НАЗВАН «ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБЩЕДОСТУП
НЫМ». ЭТА ПРОГРАММА НЕ БЫЛА, ОДНАКО, ЦЕЛИКОМ РЕАЛИЗОВАНА. ПОДЛИННЫЙ ВЫХОД К НАРОДУ ТЕАТР НАШЕЛ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, КОТОРАЯ ОТКРЫЛА ТЕАТРУ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО РАСЦВЕТА.
ТЕАТР ДОЛГО ВГЛЯДЫВАЛСЯ В НОВЫЙ МИР, СОЗДАННЫЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ ДИКТАТУРОЙ, И ПЫТАЛСЯ ОСМЫСЛИТЬ ВЕДУЩИЕ ИДЕИ НОВОЙ ЭПОХИ. ЭТО ЕМУ УДАВАЛОСЬ С ТРУДОМ.
ОРГАНЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НЕОБЫЧАЙНО ТЕРПИМО И ВНИМАТЕЛЬНО ПОМОГАЛИ ТЕАТРУ ПРОЙТИ ЭТУ ТРУДНУЮ ДЛЯ НЕГО ИСТОРИЧЕСКУЮ ПОЛОСУ.
ДЛЯ ТЕАТРА БЫЛА СОЗДАНА ОБСТАНОВКА МАКСИМАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО И МАТЕ- РИАЛЬНОГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ. ДВЕРИ ТЕАТРА ШИРОКО РАСКРЫЛИСЬ ДЛЯ НОВОГО СОВЕТСКОГО ЗРИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ С ВОСТОРГОМ ВОСПРИНЯЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТЕАТРА. НОВЫЙ ЗРИТЕЛЬ ВЫСОКО ОЦЕНИЛ МАСТЕРСТВО ТЕАТРА, ЕГО ИСТОРИЧЕСКУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РУССКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
НО ЭТОТ ЖЕ ЗРИТЕЛЬ ВЫРАЖАЛ НЕТЕРПЕЛИВОЕ ЖЕЛАНИЕ ВИДЕТЬ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ПРАВДУ НОВОЙ, СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ. ОН ТРЕБОВАЛ ОТ ТЕАТРА БЫСТРОГО ОТКЛИКА НА СОВРЕМЕННОСТЬ. ОН ХОТЕЛ УВИДЕТЬ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ОТРАЖЕНИЕ ВЕЛИЧАЙШИХ СОБЫТИЙ, СОВЕРШАВШИХСЯ НА ЕГО ГЛАЗАХ, И НОВЫХ ЛЮДЕЙ, ДВ^ГАВШИХ ЭТИ СОБЫТИЯ.
ТЕАТР ДОЛГО НЕ БЫЛ В СОСТОЯНИИ УДОВЛЕТВОРИТЬ ЭТИ ПОЖЕЛАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ. ОН ССЫЛАЛСЯ НА СЛАБОСТЬ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДРАМАТУРГИИ ТОГО ВРЕМЕНИ. ОН ХОТЕЛ ДО КОНЦА ОСМЫСЛИТЬ НОВЫЙ МИР И ТОЛЬКО ТОГДА СО ВСЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДОЙ И ИСКРЕННОСТЬЮ, ЕМУ ПРИСУЩЕЙ, ОТДАТЬСЯ ОТОБРАЖЕНИЮ НОВОГО МИРА, ИМ ПО­ НЯТОГО И ОПРАВДАННОГО.
ЭТОТ ПРОЦЕСС СВОЕОБРАЗНОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ДЛИЛСЯ ВЕСЬМА ДОЛГО- СПЕКТАНЛЕМ «БРОНЕПОЕЗД» ВС. ИВАНОВА, ПОКАЗАННЫЙ В 1927 ГОДУ, ТЕАТР ЗАВЕР
ШАЕТ ПЕРЕХОД К БОЛЬШОМУ ТВОРЧЕСКОМУ ЭТАПУ, ЗНАМЕНУЮЩЕМУ ОРГАНИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ.
ТЕАТР ДАЕТ РЯД ПОСТАНОВОК, ПРОНИКНУТЫХ НОВЫМ МИРОПОНИМАНИЕМ И ЗНАЧИ­ ТЕЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОСТРОТОЙ. И, НАКОНЕЦ, ПОСТАНОВКОЙ «ВРАГОВ» М. ГОРЬКОГО ТЕАТР ОТКРЫВАЕТ НОВЫЙ ЭТАП СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА, В КОТОРОМ ВПЕРВЫЕ ОТЧЕТЛИВО ВЫЯВЛЯЮТСЯ ЧЕРТЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА, КАК ОСНОВНОГО МЕТОДА В ЕГО ТЕАТРАЛЬНОЙ РАБОТЕ. ГОРЬКОВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ ОПРЕДЕЛИЛА ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ ТЕАТРА.
БИОГРАФИЯ ТЕАТРА ДЕЛИТСЯ КАН БЫ НА ДВЕ, ПОЧТИ РАВНЫЕ, ПОЛОВИНЫ: 19 ЛЕТ ДО РЕВОЛЮЦИИ И 21 ГОД ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ТЕАТРА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ МОЩНЫМ РАСЦВЕТОМ ЕГО ТВОРЧЕСТВА.
ПОДЛИННЫЙ НАРОД ВОШЕЛ В ДВЕРИ ТЕАТРА И СТАЛ ИСТОЧНИКОМ ЕГО ТВОРЧЕСТВА, ВЕЛИЧИЯ И СИЛЫ. ТЕАТР СТАЛ НАРОДНЫЙ В САМОМ ЛУЧШЕМ И БЛАГОРОДНОЙ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ И СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОМОГЛИ ТЕАТРУ ПРЕОДОЛЕТЬ ВСЕ ТРУДНОСТИ И СОМКНУТЬСЯ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ И ПЕРЕ­ ДОВЫМИ ИДЕЯМИ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ.
40 - ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ТЕАТРА ПРЕВРАТИЛСЯ В БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК СОВЕТСКОЙ КУЛЬ­ ТУРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ ТЕАТРА ВТОРЫМ ОРДЕНОМ (ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ) ЕЩЕ РАЗ ПОДТВЕРДИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ МАСТЕРСТВА ТЕАТРА И ЕГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ЗАСЛУГ В РАЗВИТИИ СОВЕТСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.


СССР НА СТРОЙКЕ №9 1938