портреты Петрини имѣютъ много общаго. Внѣ всякаго сомнѣнія, что болѣе внимательное отношеніе къ «итальянскому» XVIII вѣка, до сихъ поръ не пользующемуся довѣріемъ той толпы, которая, идя по протореннымъ дорож
камъ, «создаетъ историческую науку», вернетъ мастера, бывшаго на много лѣтъ старше Тіеполо, къ свѣту 117, и въ лицѣ Петрини мы получимъ еще одного первокласснаго представителя итальянскаго рококо, имѣющаго свое мѣсто рядомъ съ другими «новооткрытыми» художниками того же времени: Маньяско, Гварди и тѣмъ же Креспи.
Веселаго, безпечнаго Карло Карлоне (1686 —1775) мы лучше всего познаемъ по его плафоннымъ фрескамъ въ небольшой церкви деревушки Скаріи (въ Val d’Intelvi), изъ которой мастеръ былъ родомъ 1І8. Невѣроят
нымъ должно намъ казаться теперь время, въ которомъ сила и радость творчества были настолько велики, что въ глуши, для какихъ-то полу
грамотныхъ крестьянъ, художникомъ, вышедшимъ изъ той же скромной среды, создавались такія великолѣпныя декораціи, не уступающія отдѣлкѣ дворцовъ самыхъ пышныхъ государей. Однажды Карлоне, не мало потрудившійся во дворцахъ Баваріи и Австріи, изобразилъ себя со всей своей мно
гочисленной семьей, и эта наивно-нарядная картина одна способна ввести въ пониманіе того времени, одна свидѣтельствуетъ о томъ, какъ бодро бился еще пульсъ итальянскаго искусства въ тѣ дни, когда уже вся духовная куль
тура въ Италіи была опустошена, когда всѣ, и самыя противоположныя идеи,
владѣвшія ею, пришли въ полный хаосъ по. Какими своеобразно-плѣнительными людьми были, вѣроятно, эти тессинскіе декораторы, точно и въ высокой сте
пени талантливо перенимавшіе все, что диктовалось тогдашней художественной модой, писавшіе какъ Тіеполо и Буше, одѣвавшіе своихъ женъ какъ маркизъ, сами не покидавшіе пудреныхъ париковъ и штофныхъ халатовъ, а въ глубинѣ души остававшіеся тѣми же простоватыми поселянами, какими были ихъ отцы и дѣды, какими являются и теперь еще ихъ потомки, весело пирующіе въ прохладѣ лѣсныхъ «кантонъ».
Этой черты наивности нѣтъ у послѣднихъ крупныхъ болонцевъ: у Донато Крети 12°, у Бигари 121 и у Стефано Торелли. Небольшія картины перваго по блеску техники не уступаютъ французамъ, а по ясности красокъ приближаются къ Риччи; въ своихъ крупныхъ декоративныхъ композиціяхъ мастеръ громоздитъ и раскидываетъ грозди человѣческихъ фигуръ
117 Покамѣстъ единственнымъ серьезнымъ изслѣдованіемъ о мастерѣ остается далеко не
полная статья Siegfried Veber’a «Der tessiner Maler Cavaliere Giuseppe Petrini» въ «Anzeiger für Schweizerkunde», N. F., 1908, III, 237. — Лапци считаетъ мастера ученикомъ Креспи.
118 Carlo Carlone былъ ученикомъ Кваліо въ Миланѣ, по завершилъ свое образованіе въ Венеціи.
119 Находится въ собственности потомковъ Карлоне въ деревушкѣ S. Rocco въ Val d’Intelvi.
139 Donato Creti родился 24 мая 1671 г. въ Кремонѣ, но дѣтство провелъ въ Болоньѣ, гдѣ онъ поступилъ къ Лоренцо Ііазинелли; въ лицѣ Діетро Фавы художникъ имѣлъ сильнаго покро
вителя. Умеръ Крети 29 января 1749 г. Наиболѣе значительныя произведенія мастера украшаютъ загородную церковь Madonna di S. Luca.
131 Vittorio Bigari родился въ Болоньѣ въ 1692 г., умеръ въ 1776 г. Картины въ Болонской Пинакотекѣ.