Англіи, въ Нидерландахъ конца XYLI вѣка (съ момента, когда Рубенсъ и Рембрандтъ были забыты) и въ Германіи итальянизмъ буквально поработилъ мѣстныя школы (особенно въ сферѣ декоративной живописи), и пред
ставителей послѣднихъ мы должны коснуться въ ртомъ мѣстѣ, тогда какъ скорѣе затруднительно выдѣлять въ особую категорію то, что творилось въ Этихъ странахъ, всецѣло подчинившихся велѣніямъ итальянскаго вкуса.
Можно вполнѣ, при обсужденіи творчества Тіеполо, не выдѣлять обоихъ сыновей мастера — Джованни-Доменико и Лоренцо 108. Оба были не
сомнѣнно великими художниками, но ихъ творчество настолько сливается съ отцовскимъ, а по смерти отца и прекращеніи дѣятельности брата, творчество Доменико является настолько близкимъ продолженіемъ живо
писи Джованни Баттисты, что выдѣлять его въ особое художественное явленіе представляется почти натяжкой. Единственныя внѣшнія черты, по которымъ можно отличить произведенія сына отъ произведеній отца, — это нѣсколько большая склонность къ пестрой цвѣтистости въ живописи и какая-то преувели
ченная нервность, почти «истеричность» штриха въ рисункѣ, выдающая кровное родство Доменико съ его дядей — Гварди. Во всемъ остальномъ онъ и вѣрный ученикъ отца, изумительно точно перенявшій у послѣдняго всѣ пріемы работы, все его міровоззрѣніе; онъ же съ братомъ Лоренцо должны были служить отцу идеальными помощниками. Прибѣгая къ ихъ помощи, Тіеполо удваивалъ и утраивалъ свою безъ того уже титаническую силу.
Изъ итальянцевъ ближе всего къ Тіеполо подходятъ: венеціанецъ Питтони, римлянинъ Валеріани, ломбардцы—Петрини и Карлоне, болонцы — Донато Крети, Бигари и Стефано Торелли и, наконецъ, неаполитанцы — Коррадо, Мура и Конка. Въ Испаніи Тіеполо нашелъ себѣ очень близкаго по
слѣдователя въ лицѣ Гойи, но послѣдній слишкомъ самобытенъ, чтобы говорить о немъ въ этой главѣ. Особенно же богатой «тіеиолескамиоказалась Германія; здѣсь мы встрѣчаемъ баварцевъ — Іоганна Цика
(1702—1762) 109 и братьевъ Азамъ п0, строителей восхитительной, ими же декорированной церкви S. Iohannis въ Мюнхенѣ, и цѣлую школу австрій
скихъ декораторовъ, среди которыхъ такихъ превосходныхъ мастеровъ, какъ Іоганнъ Ротмайръ (1652 —1730) ш, Пауль Трогеръ (1696 —1762) 112, Даніель Гранъ (1694—1757) ш, Михаель-Анджело Унтербергеръ (1695 — 1758),
108 Domenico Tiepolo родился въ 1726 г.; ученикъ и постоянный сотрудникъ отца; изъ са
мостоятельныхъ работъ Доменико, упомянемъ — куполъ въ Ss. Faustino e Giovita въ Брешіи, «Путь Креста» въ Ss. Giovanni е Paolo въ Венеціи и по
добную же серію картинъ 1772 г. въ Прадо, фрески въ его виллѣ въ Zianigo, наконецъ, рядъ превосходныхъ офортовъ (среди нихъ серія «Бѣгства въ Египетъ») и рисунковъ (большое собра
ніе послѣднихъ въ Луврѣ, отличные образчики въ
собраніяхъ Александра Бенуа, князя Аргутинскаго, С. П. Яремича). Умеръ Доменико Тіеполо въ 1804 г. — Годомъ рожденія Лоренцо, бывшаго
также первокласснымъ гравёромъ, считается 1728 г.; годъ смерти художника неизвѣстенъ.
109 Шедевромъ мастера является плафонъ во дворцѣ Брѵхзаля.
110 См. D-г Philipp М. Halms «Die Künstlerfamilie Asam», München, 1896. — Cosmas Damian Asam родился въ 1686 г.; умеръ въ 1742; Aegidius Quirinus Asam умеръ въ 1746 г.
111 Плафонъ въ Karlskirche въ ВѢнѢ. 112 Плафонъ въ монастырѣ Göttweig.
113 Плафоны въ Имп. библіотекѣ въ ВѢнѢ и
въ старомъ Landhaus^) въ БрюннѢ.