же годы одного изъ самыхъ мощныхъ художниковъ вѣка — Томмазо, который послужилъ насажденію формулъ итальянскаго треченто въ Богеміи, куда онъ былъ приглашенъ Карломъ ІУ 59. Въ Венеціи византизмъ проявляется теперь лишь въ нѣкоторыхъ особенностяхъ иконографіи и въ обильномъ пользованіи золотомъ; во всемъ яіе остальномъ — какъ въ типахъ, такъ и въ композиціи и въ пропитывающей все нѣжности — обозначается поворотъ въ иную сторону и рѣшительный шагъ къ освобожденію отъ византійскихъ каноновъ. Наконецъ, въ Падуѣ, городѣ, гдѣ Джотто оставилъ одинъ изъ своихъ грандіозныхъ цикловъ, работаетъ художникъ, считающійся ученикомъ великаго флорентійца Джуето ди Менабуои, а также два веронскихъ живописца, посто
янно работавшихъ вмѣстѣ и потому плохо отличаемыхъ другъ отъ друга: Аванцо и Альтикіери 60.
Въ венеціанскихъ иконахъ, въ миланскихъ фрескахъ, въ произведеніяхъ Томмазо ди Модена пейзажи и вообще «декораціи» не играютъ роли. Въ Венеціи этотъ элементъ возникаетъ въ настоящемъ смыслѣ (и, какъ кажется, въ значительной степени подъ впечатлѣніемъ творчества умбрійца Джентиле и названныхъ художниковъ Падуи) на полвѣка позже — въ творчествѣ Якопо Беллини. Покамѣстъ же и самые передовитые венеціанскіе художники придерживаются традиціоннаго золотого фона. Тѣмъ замѣчательнѣе тотъ страстный и жизненный характеръ, которымъ исполнены фрески иадуанскаго Баттисгера, считающіяся нынѣ произведеніями флорентійца Джуето (прежде ихъ приписывали двумъ падуанцамъ: Джованни и Антоніо), а также то мѣсто, которое веронезцы Аванцо (или Даванцо) и Альтикіери отводятъ въ своихъ картинахъ подъ «декораціи», — мѣсто настолько значительное, что при вспоминаніи о нихъ первымъ долгомъ приходятъ на умъ тѢ сложныя и красивыя постройки, которыми они заполняютъ глубину своихъ композицій. Среди поразительныхъ фресокъ небольшой церковки Баттпстера насъ сейчасъ особенно должны интересовать — рядъ ітёгіеиг’овъ, въ которыхъ худож
никъ ставитъ себѣ трудныя перспективныя задачи, разрѣшаемыя имъ съ рѣдкой для времени удачей (напримѣръ, Тайную Вечерю онъ изображаетъ за полукруглымъ столомъ въ полукруглой комнатѣ; избіеніе младенцевъ — въ большой залѣ и т. д.), а также нѣсколько декорацій на открытомъ воздухѣ, среди которыхъ особенно эффектна та, что является фономъ для «Входа Господня въ Іерусалимъ»: большія горы слѣва и густая купа пальмъ справа, въ вѣтвяхъ которыхъ возятся залѣзшіе туда ребятишки. Среди фресокъ Аванцо и Альтикіери особеннымъ богатствомъ декорацііі отличаются фрески ораторіума
59 Въ твореніи Томмазо, сохранившемся въ Италіи, особенно замѣчательны мощно - реали
стическія изображенія святыхъ епископовъ и монаховъ, написанныхъ имъ въ 1352 г. на стѣ
нахъ залы капитула при церкви С. Никколо въ Тревизо, а также фрески съ великолѣпными по рисунку фигурами, иллюстрирующія легенду
св. Урсулы въ Музео Чивико того же города. 00 Капитальный трудъ посвященъ дѣятельности обоихъ мастеровъ Scimbring’oM^ «АШсѣіего und. seine Schule», Leipzig, 1898. Къ сожалѣнію, несмо
тря на всѣ остроумныя догадки, и эта книга не рѣшаетъ вполнѣ удовлетворительно вопроса о раздѣленіи творчества обоихъ сотрудниковъ.