Санъ-Джорджо, близъ падуанскаго Санто, написанныя въ 1384 г. Здѣсь архитектурная фантазія веронскихъ мастеровъ достигаетъ своихъ предѣловъ.
Залы, балконы, галлереи, абсиды, мосты, башни,—все это соединяется въ прихотливыя цѣлостности и во всемъ нужно отмѣтить разумность и логику. ВсѢ части связаны между собою, вся конструкція строго логична, уравно
вѣшена; все полно ритма, мѣры, такта. Въ живописи итальянской готики болѣе граціозныхъ измышленій не найти. Кромѣ того, на фрескѣ, изобра
жающей мученическую смерть святого Георгія, позади лѣса копііі стражи виденъ также на рѣдкость правдивый гористый пейзажъ, въ которомъ особенно поражаетъ «импрессіонистская» трактовка деревьевъ.
По колориту фрески эти не представляютъ чего-либо заманчиваго, но зато чувство свѣтотѣни, пространства, «трехъ измѣреній» выразилось въ нихъ съ удивительной зрѣлостью. Какими безпомощными кажутся рядомъ съ Этими удивительными произведеніями «декораціи» Аньоло Гадди или Сиинелло. Какая здѣсь у веронезцевъ глубина, какъ выразительно передаютъ они пер
спективное удаленіе. Мѣстами кажется, точно они списывали свои зданія съ нарочно приготовленныхъ моделей, настолько точно переданы всѣ тѣни и оттѣнки. Впечатлѣнію, что мы имѣемъ передъ собой изображенія моделей,
способствуетъ иногда и слишкомъ маленькій, относительно человѣческихъ фигуръ, размѣръ этихъ зданій, а также тотъ разсѣянный «комнатный» свѣтъ,
которымъ они освѣщены. Въ этихъ двухъ отношеніяхъ, а также въ жесткости драпировокъ, въ застылости движеній веронезцы еще примитивы, но во всемъ остальномъ они уже достойны искусства ХУ вѣка, и на такой школѣ, какую представляютъ ихъ фрески, вполнѣ могли развиться величайшіе художники сѣвера Италіи: ІІизанелло, Якопо Беллини и Мантенья — особенно послѣ того, какъ къ этимъ завѣтамъ «мѣстныхъ» художниковъ прибавился примѣръ радостнаго фантастическаго искусства умбрійца Джентиле изъ Фабріано01.
61 Въ настоящемъ отдѣлѣ мы смѣло можемъ обойти молчаніемъ искусство треченто въ «Мар
кахъ», въ Умбріи, па югѣ Италіи. Лучшіе ум
брійскіе художники Х1У вѣка — Алегретто Нуци и Оттавіано Нелли, создатели узорчатаго, роскош
наго, нѣжпо-іератическаго искусства, не оставили интересныхъ примѣровъ своего пониманія пей
зажа. Кое-какія «декораціи» на фрескахъ умбрій
скихъ тречентистовъ повторяютъ, безъ личнаго чувства, схемы школы Джотто.