Спинелло Аретино. Сцены изЪ житія св. Бенедикта. Фрески вЪ церкви С. Миніато-алъ-Монте во Флоренціи (1387 г.):
1J святой борется сЪ искушеніями; 2) святой спасается отЪ яда, поднесеннаго ему братіей Виковаро.
Санъ-Миніато во Флоренціи (первая работа художника — 1387 г.), и его хроника въ картинахъ, въ залахъ сіенскаго Палаццо Пубблико (1407 г.), произво
дятъ впечатлѣніе какихъ-то занятныхъ «бабушкиныхъ сказокъ». Ровно, безъ торопливости, нанизываются одни эпизоды на другіе; все ясно, все чуть-чуть глуповато, и все по-дѣтски мило. Если сравнить эти фрески съ грандіознымъ Эпосомъ Джотто, то онѣ покажутся «недостойными Флоренціи». Но если вспомнить, что эта же милая «живописная болтовня» Спинелло (лишенная, положимъ, у него чисто-живописныхъ достоинствъ) предвѣщаетъ чудныя сказки Беато, роскошныя повѣсти Беноццо и Гирландайо, то мы отнесемся къ ней снисходительнѣе. Въ смыслѣ пейзажа фрески Спинелло означаютъ то же,
что фрески Аньоло Гадди въ Санта-Кроче. Какого-либо новаго подхода къ природѣ искать въ нихъ нечего, если не считать большаго разнообразія въ формахъ растительнаго царства55. Но уже то важно, что Спинелло отводитъ пейзажу первенствующее мѣсто въ композиціяхъ и что онъ, видимо, ста
рается дать ему «активную роль» въ разсказѣ — создать «пейзажную среду». Значеніе неба ему при этомъ совершенно неизвѣстно. Надо, впрочемъ, ска
65 Спинелло любитъ украшать свои композиціи пальмами и пиніями. Замѣчательна попыт
ка изобразить терніи и всевозможныя травы въ сценѣ покаянія св. Бенедикта.