картинахъ раннія работы самого Мантеньи. Уже изъ этого явствуетъ, что Пиццоло — одна изъ личностей, скорѣе «подстроенныхъ» исторіей искусства, хитрой Stilkritik, нежели дѣйствительно опредѣленный художникъ. Фрески Эти, во всякомъ случаѣ, замѣчательны. Особенно прекрасно «Призваніе апостоловъ», происходящее на тѣсной площадкѣ у самой воды озера и у подошвы отвѣсныхъ, подробно — болѣе подробно, чѣмъ у Мантеньи — разра
ботанныхъ скалъ. Къ одному изъ ущелій ползетъ, мимо развалившейся гостиницы, дорога. На противоположномъ берегу высится огромный замокъ. Небо тщательно выписано; внизу оно заволочено бѣлой мглой, по которой
плывутъ облака, верхъ чистый синій (отъ времени почернѣвшій). Въ бордюрахъ фрески изображена гризайлью гирлянда овощей и фруктовъ, и трактовка одного этого мотива свидѣтельствуетъ о чрезвычайномъ вниманіи художника къ природѣ 28.
Нѣсколько болѣе ясной фигурой представляется Марко Дзопно (Zoppo) 29, родившійся въ 1433 году, ученикъ и пріемный сынъ Скварчіоне, а по выра
женію Морелли даже карикатура на Скварчіоне (непонятно, однако, какъ можно говорить о карикатурѣ, не зная оригинала?). Дзоппо считаютъ одни основа
телемъ обновленной болонской школы, другіе хотятъ въ немъ видѣть лишь слабаго имитатора, не имѣвшаго никакого значенія. По рисунку онъ близокъ къ Мантеньѣ, но превосходитъ его яркостью и сочностью красокъ. Ему принадлежитъ полная аскетическаго духа картина Болонской Пинакотеки «Святой Іеронимъ въ пустынѣ». ПрестарѢлый анахоретъ стоитъ на колѣняхъ на жесткой плоской скалѣ, изъ которой выросло давно уже изсохшее, корявое деревцо. Къ нему святой прикрѣпилъ распятіе и прислонилъ свою карди
нальскую шапку. Позади пустынника, прямо посреди композиціи, громоздится высокая скала, скорѣе какой-то столбъ, сложенный изъ разнообразныхъ камней. Контрастомъ ко всему этому ужасу является даль съ ея зелеными лугами и вьющимися дорогами. Надъ сценой стелется ровное, чистое небо, постепенно свѣтлѣющее къ горизонту.
Берлинская картина Дзоппо, помѣченная 1471-мъ годомъ, носитъ такой
28 Парная съ этимъ сюжетомъ фреска изображаетъ заклинаніе святымъ Іаковомъ демоновъ. Сцена происходитъ въ тѣсномъ дворикѣ стран
ной конструкціи, причемъ апостолъ помТіщенъ на какой-то каѳедрѣ, вродѣ тѣхъ, съ которыхъ при чрезмѣрномъ наплывѣ народа св. Бернардинъ произносилъ свои проповѣди. Эта фреска и въ смыслѣ фигуръ, и въ смыслѣ декораціи менѣе удачна, нежели «Призваніе апостоловъ». Быть можетъ, пмепно здѣсь работа Пиццоло? Остается подъ вопросомъ, можно ли считать за работу Пиццоло «Вознесеніе Богородицы» и изо
браженія святыхъ отцовъ церкви въ круглыхъ медальонахъ абсиды. Какъ то, такъ и другое вовсе пе отличается настолько отъ Мантеньи, чтобы видѣть въ нихъ непремѣнно произведенія другого художника. II «Вознесеніе», и «Отцы церквинаписаны съ явнымъ намѣреніемъ добиться иллюзіи. Превосходно передана роскошная арка, че
резъ которую видишь возносящ\юся среди ангеловъ Марію, и еще значительнѣе перспективныя ухищрепія въ фрескахъ съ отцами церкви. Святые точно видны черезъ круглыя окна въ люнетахъ абсиды сидящими за работой въ своихъ кельяхъ;
послѣднія переданы со всѣми подробностями, — это характерныя студіи ученыхъ. Отнынѣ подобныя студіи ученыхъ станутъ вообще излюбленнымъ сюжетомъ падуанцевъ и венеціанцевъ. Мотивъ отцовъ церкви за работой мы уже видѣли въ
Ассизи, въ плафонахъ Рузути и въ фрескахъ Томмазо ди Модепа. Фоппа долженъ былъ впослѣд
ствіи повторить изображенія отцовъ церкви въ томъ же декоративномъ характерѣ по угламъ капеллы Портинари въ миланской церкви св. Евста
фія.—Нѣмецкіе ученые ставятъ въ связь фрески въ Эремитани съ «Отцами церкви» Лахера, но это представляется скорѣе натяжкой.
28 Landadeo Testi, op. cit., стр. 4S0.