дѣйствительно пользовавшагося менѣе громкой славой и меньшимъ почетомъ, нежели Мурильо 69. Однако, настоящую причину непріязни Леа л я къ Му
рильо проще видѣть въ громадной разницЪ между характерами и дарованіями обоихъ мастеровъ. Нервный, рѣзкій, вѣчно возбужденный, глубокій песси
мистъ Леаль, дѣйствительно, не долженъ былъ выносить живопись мягкаго, элегично настроеннаго, полнаго упованія Мурильо. И къ этому еще присое
динилась разница въ красочномъ вкусѣ. Леаль послѣдній изъ «ясныхъ» красочниковъ Испаніи; онъ любитъ цвѣтистые перламутровые переливы и не боится яркихъ ударовъ, тогда какъ Мурильо — весь сдержанность, притушенносгь, «сурдинка».
При всей разницѣ въ творчествѣ, оба мастера, однако, принадлежатъ къ одному моменту исторіи испанской живописи — къ ея склону, къ «началу упадка». Но только у Леаля это выражается не въ сентиментальномъ настроеніи, не въ граціи жестовъ и позъ, не въ преувеличенномъ изяществѣ, а въ
63 Juan de Valdes - Misa - Leal родился въ Севильѣ 4 мая 1622 г. (отецъ художника былъ ро
домъ изъ Португаліи), однако, свое образованіе Хуанъ нолучилъ (у Антоніо дель Кастильо?) въ Кордовѣ, и тамъ же въ 1654 г. онъ женился на Изабеллѣ де Моралесъ-и-Каррасквиллья; юношѣ покровительствовали графъ де Ареналесъ и мар
кизъ де Вильямаирике; до 1656 г. Вальдесъ-Леаль въ Севильѣ не упоминается, нѣсколько же юношескихъ работъ до сихъ поръ находятся въ Кор
довѣ («Св. Андрей» 1648 г. въ Санъ-Франсиско) и въ близкой Кармонѣ (1653 г.). Къ 1657 г. отно
сятся красочныя, пышныя картины для монастыря S. Jeronimo de Bnenavista (нынѣ въ музеѣ Севильи, въ Дрезденѣ и въ Греноблѣ): къ 1658 г. — одинъ изъ шедевровъ мастера—монументальный, харак
терно барочный «Ретабль св. Ильи» въ монастырѣ кармелитовъ въ Кордовѣ; къ 1659 г. — рядъ кар
тинъ для монастыря S. Benito de Calatrava (въ нынѣ закрытой для публики церкви монастыря «Montesion»); въ 1660 г., при основаніи Севильской Академіи, Вальдесъ-Леаль зна
чится ея «консуломъ», однако, уже въ томъ
же году онъ, въ виду своего назначенія «алькадомъ живописи» въ гильдіи св. Луки, прину
жденъ отказаться отъ этой должности (въ 1663 г. Вальдесъ-Леаль снова числится майордомомъ Академіи, а потомъ его выбираютъ и прези
дентомъ; именпо въ академической жизни ярче всего обнаружился сварливый и завистливый характеръ художника); къ 1661 г. относится «Непо
рочное зачатіе» въ Лондонской галлереѣ; въ 1665 г. Вальдесъ упомянутъ въ числѣ призванныхъ къ отбыванію воинской повинности въ войнѣ противъ Португаліи (въ документѣ его считаютъ уроженцемъ Севильи); къ 1667 г. — картина «Бракосочетаніе Богородицы» въ соборѣ Севильи; приблизи
тельно въ 1670 году, въ сотрудничествѣ съ сыномъ Лукасомъ, написаны картины «Житія св. Игнаціявъ Севильскомъ музеѣ; въ эти же годы художникъ занимается гравированіемъ крѣпкой водкой. Выс
шей точки Вальдесъ достигаетъ въ работахъ 1672 г., исполненныхъ имъ для госпиталя Caridad— въ такъ называемыхъ «Las Postrimerias»; «Трі
умфѣ смерти» и «Аллегоріи на бренность»: въ этомъ же іоду онъ проводитъ нѣсколько мѣсяцевъ въ
Кордовѣ; къ 1674 г. относится ретабль, перенесенный изъ Санъ-Франсиско въ Capüla de Sagrario Севильскаго собора; въ 1680-ыхъ годахъ Вальдесъ занятъ какъ писаніемъ картинъ для церквей, такъ и росписью лѣпныхъ частей монументальныхъ ретаблей, исполненныхъ его товарищами скульпто
рами; особенно значительна для этого періода картина для S. Clemente «Процессія св. Ферди
нанда» и роспись купола въ этой же церкви; къ 1686 г. относится картина въ Іірадо «Христосъ среди учителей»; въ 1686 году онъ занятъ для церкви Hermandad de los Venerabies Sacerdotes (ра
боты эти были закончены его сыномъ Лукасомъ). Въ 1689 г. Вальдесъ разбитъ параличомъ; умеръ
мастеръ 14 октября слѣдующаго года. — Дочь художника, Луиса де Моралесъ, вышедшая впо
слѣдствіи замужъ за Фелипе Мартииеца, была также художницей, писала миніатюры и гравировала крѣпкой водкой. — Лукасъ де Вальдесъ ро
дился въ 1661 г.; умеръ (въ КадиксѢ) въ 1724 г. Ему принадлежатъ, кромѣ нѣсколькихъ фресокъ вт> «Venerabies Sacerdotes», большія фрески въ S. Pablo: «Процессія св. Фердинанда» и «Аутодафе Діего Дуро 1703 г.». — Изъ другихъ учениковъ
Вальдеса-Леаля — Ignacio de Leon Salcedo, Pedro de Uceda (fl741 г.), Francisco Martinez de Cazorba, Clemente de Torres (1665 — 1730) — нѣкоторый интересъ представляетъ для насъ послѣдній, ибо ему приписываютъ въ Эрмитажѣ близкую къ Мурильо картину «Св. Іосифъ»; однофамилецъ
Клементе, сверстникъ Вальдеса-Леаля — Matthias de Torres (1631 — 1711) — также представленъ въ Эрмитажѣ подписанной 1697 г. картиной «Пред
ставленіе во храмъ»; послѣдній художникъ вмѣстѣ съ сыновьями славился, главнымъ образомъ, въ
качествѣ фрескиста-декоратора, но писалъ также пейзажи и баталіи. — О Вальдесѣ ЛеалѢ см.: док
торскую диссертацію Celestino Martinez у Lopez «Valdes Leal y sus discipulos», Sevilla, 1907 г.; D. Aureliano de Beruete y Moret «V. L.» въ «L’art et les artistes», 1911, февраль; E. Romero de Torres «V. L.» въ «Museum», 1911, IX, и «La patria de V. L.» тамъ же, 1912, III; P. Lafond «V. L.» въ «Gazette des Beaux Arts», 1911 (ноябрь, декабрь) и отдѣльной книгой въ 1914 г.; А. L. Mayer, глава X, въ «Die Sevillaner Malerschule».