переломъ въ культурѣ — бореніе двухъ началъ: средневѣковаго и ренессанснаго. Лучшими изъ художниковъ конца вѣка являются: недостаточно до сііхъ поръ обслѣдованный Франческо Боттичини, сынъ Фра Липпо Липпи—Фи
липпино, Лоренцо ди Креди, Пьеро ди Кознмо, Рафаэллино дель Гарбо и Бастіано Майнарди.
Филиппино, ученикъ Боттичелли (отца онъ потерялъ въ раннемъ возрастѣ), является какъ бы утрированнымъ, доходящимъ до карикатуры, отраженіемъ искусства своего учителя; Боттичини и Креди продолжаютъ искусство Верроккіо, первый въ рѣзкой и энергичной, второіі въ болѣе мягкой и даже какъ бы разслабленной формѣ; Пьеро ди Козимо, въ высшей степени впе
чатлительная натура, отражаетъ самыя разнообразныя явленія, начиная съ искусства своего воспитателя Росселли и кончая живописью Гуго ванъ деръ Гуса; Гарбо, ученикъ Филиппино, не оправдавшій возложенныхъ на него надеждъ, также соединяетъ въ своемъ изощренномъ, но поверхностномъ искусствѣ разные пріемы и вѣянія; наконецъ, Майнарди представляетъ изъ себя ослабленную парафразу искусства Гирландайо.
Нынѣ почти единогласно приписываютъ Боттичини80 знаменитую картину Флорентійской Академіи «Сынъ Товія съ тремя архангелами» — одинъ изъ
самыхъ славныхъ памятниковъ тосканской живописи, носившій еще не такъ давно имена и Боттичелли, и Поллайуоло, и Верроккіо. Несомнѣнно, что передъ нами картина 1470-хъ годовъ—за рто говоритъ ея рѣзкій скульптурный
стиль и нѣкоторая чопорность движеній. Несомнѣнно также, что рта картина отражаетъ вліянія Пьеро деи Франчески—въ пейзажѣ, иПолайуоло — въ типахъ и фигурахъ. Не исключена возможность, что передъ нами картина Верроккіо, ибо что знаемъ мы вѣрнаго о живописи знаменитаго ваятеля? Но если, дѣй
ствительно, авторъ ея — ученикъ примитивнаго Нери ди Биччи, Франческо ди Джованни81, то въ ртомъ художникѣ нужно видѣть большого мастера, несправедливо забытаго и непонятнымъ образомъ въ свое время затертаго.
Особенно хорошъ въ ртомъ торліественномъ образѣ пейзажъ — далекая, тускло-сѣрая, напоминающая своимъ тономъ окрестности Ассизи, равнина съ разсѣянными но ней деревцами и съ протекающей широкой свѣтящейся подъ вечернимъ небомъ рѣкой. Рядомъ съ пейзажами въ портретахъ герцога Урбинскаго и его ліены—работы Пьеро деи Франчески — рто одна изъ самыхъ красивыхъ и правдивыхъ «панорамъ» въ итальянскомъ искусствѣ XV вѣка.
Достовѣрныя работы Боттичини въ Дмполи дѣлаютъ атрибуцію ему «Архангеловъ» весьма вѣроятной и позволяютъ, съ нѣкоторыми оговорками, отнести ему еще луврскую «Богородицу въ славѣ» (считавшуюся за произ
80 См. Ernst Kiilmel «Francesco Botticini», Strassburg, 1906 и его же «Documenti relativi alia storia della tavola degli Arcangioli» въ «Rivista d’Arte1903, вып. X, а также J. Mesnil «Encore le Tobie et les trois archanges» въ выпускЬ XI того же года.
81 У Биччи Франческо Боттичини пробылъ годъ и бѣжалъ отъ него. Впослѣдствіи Франческо былъ записанъ въ братство «II Raffa», которое и поднесло церкви Санъ Спирито картину трехъ ар
хангеловъ, писанную, по всей вѣроятности, однимъ изъ своихъ сочлеповъ.