геловъ». Въ глубинѣ берлинскаго «Распятія» пейзажъ также довольно схематиченъ, но интересно здѣсь отмѣтить наличность «германскихъ» мотивовъ— лишнее доказательство того вліянія, которое имѣли картины сѣверныхъ живописцевъ на флорентійцевъ.
Нервный, судорожный, болѣзненный Филиппино Липпи — типичный художникъ для fin de siecle’a, для доживающей извѣстный періодъ куль
туры 82. Это тогъ же Сандро Боттичелли, но окончательно потерявшій всякое равновѣсіе и впавшій въ какую-то истеричность. Въ чисто-техническомъ отношеніи Филиппино, однако, болѣе зрѣлый мастеръ, нежели Сандро.
Свою художественную дѣятельность Липпи начинаетъ съ того, что заполняетъ пробѣлы въ оставленныхъ шестьдесятъ лѣтъ до того фрескахъ Мазаччіо въ капеллѣ Бранкачи. Здѣсь онъ пропитывается классической про
стотой своего предшественника и прообраза и тѣмъ самымъ уже выражаетъ свое умѣнье приспособляться — свой эклектическій, гибкій нравъ. Но за
тѣмъ онъ уходитъ въ сторону н создаетъ особый стиль, родъ какого-то «барокко ранняго ренессанса», въ которомъ все имѣетъ характеръ выверта, ужимки, гримасы, экстаза или надрыва. Виртуозность Филиппино выражается при этомъ во всемъ: въ удивительной живости позъ и движеній, въ сложности и «легковѢйности» драпировокъ 83, въ великолѣпіи архитектурныхъ частей, въ яркости красокъ, доходящей до свѣтящейся силы нидерландскихъ картинъ, въ ихъ изумительномъ подборѣ и, наконецъ, въ безупречной перспективѣ.
Крайне характерно для Филиппино его отношеніе къ античности. Подобно душѣ Боттичелли, и его душа была средневѣковой, цѣликомъ охвачен
ной христіанскими идеалами. Быть можетъ, его мучило сознаніе, что онъ обязанъ своимъ существованіемъ тяжкому грѣху, совершенному его роди
телями — монахомъ, похитившимъ монахиню. Однако, во Флоренціи эпохи Лоренцо Великолѣпнаго средневѣковое строгое отношеніе къ христіанству было уже чѣмъ-то отживающимъ, и, напротивъ того, теперь всѣми владѣло увлеченіе языческой древностью. То, что за тридцать лѣтъ и раньше началось въ Падуѣ, нашло себѣ путь къ окончательному выявленію на бере
гахъ Арно. Итальянцы 1470-хъ и 1480-хъ годовъ мечтали превратиться въ римлянъ временъ Августа. Усердно откапывались статуи, уже никого больше не смущавшія и освобожденныя отъ церковнаго проклятія. Сами паны принялись собирать ихъ. Только что былъ учрежденъ и культъ древней фило
82 Филиппино родился въ 1437 г.; возможно что первымъ его учителемъ былъ донъ Діамаите, по съ 15-тплѢтняго возраста онъ находится подъ руководствомъ Сандро Боттичелли. Остается, впрочемъ, невыясненнымъ, сопровождалъ ли Филип
пино своего наставника въ Римъ или нѣтъ. Въ 1436 г. пмъ написанъ геніальный образъ для фло
рентійской Бадіи «Видѣніе св. Бернарда»; съ 1487 по 1302 г. Филиппино расписываетъ фре
сками церковь S. Maria Novella (капеллу Строцци); съ 1488— 1490 работаетъ надъ росписью капеллы
Караффа въ церкви La Minerva въ Римѣ. Умеръ младшій Липпи 18 апрѣля 1304 г. См. Konody «Filippino Lippi», London, Newnes, 1903; Macltowsky «F. L.» въ «Das Museum» 1904, Supino «I due Lippi» Firenze, 1903; (тоже изслѣдованіе по-французски); н его же «И quadro di F. L. nella Badia» въ «Vita d’Arte», I.
83 «Fu il primo , il quale a i moderni mostrasse il nuovo modo di variare gli habiti, e che abbelisse ornatamente con veste antiche socciate le sue figure» Vasari, изд. 1681 г., т. I, стр. 396.