ОТДѢЛЪ ПЕРВЫЙ.


Музыка древняго міра и первыхъ вѣковъ хри
стіанства.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Происхожденіе музыкальнаго искусства. О музыкальномъ стилѣ.
Зачатки музыкальнаго искусства еще болѣе, чѣмъ начальныя стадіи другихъ искусствъ, покрыты мракомъ. Исторія музыки не располагаетъ положительными данными о первобытной музыкальной культурѣ, ибо единственный падежный способъ сохраненія образцовъ музыкальнаго творчества, музыкальная нотація,
появился въ эпоху сравнительно позднюю. Поэтому мы безсильны отвѣтить на вполнѣ естественный вопросъ, сколько вѣковъ своего бытія насчитываетъ музыкальное искусство. Вопросъ этотъ и не рѣшается средствами чистаго музыкально-историческаго изслѣдованія. На помощь пашей наукѣ приходятъ пред
ставители инкхъ областей человѣческаго знанія, и едва ли мы ошибемся, если скажемъ, что наиболѣе цѣнныя научныя данныя въ этомъ направленіи были получены при изслѣдованіи старѣйшихъ формъ рабочей ассоціаціи. Рабочія пѣсни, попыиѣ распространенныя тамъ, гдѣ голосъ еще не за
глушенъ, не вытѣсненъ окончательно шумомъ современной машины, явля
ются однимъ изъ древнѣйшихъ источниковъ музыкальной культуры. Въ основу этихъ первобытныхъ пѣсенъ было положено начало ритма, какъ начало, объединяющее усилія ряда рабочихъ, занятыхъ одной и той же работой, и повышающее интенсивность ихъ труда. Изъ простыхъ регулярно повторяю
щихся звуковъ, производимыхъ рабочими инструментами, изъ элементарныхъ повторныхъ восклицаній, сопровождающихъ отдѣльные фазисы работы, созда
ются музыкальныя образованія, которыя, будучи первоначально неразрывно связаны съ самымъ процессомъ труда, постепенно начинаютъ пріобрѣтать характеръ самостоятельнаго выраженія душевныхъ переживаній. Этотъ мо
ментъ, моментъ одухотворенія, совершенно неотъемлемъ отъ всякаго музыкальнаго творчества, сколь примитивнымъ оно бы ни было-—вѣдь врожденное человѣку ритмическое чувство само по себѣ могло бы только помочь урегулировать рабочій процессъ, потребный для удовлетворенія нуждъ первобытнаго человѣка. Лишь
Рабочія пѣсни.
Зачатки музыкаль
наго искус
ства.