Работа и
ритмъ.
Принципы художе
ственнаго
творчества.
Стиль—организующее на
чало ху
дожественнаго твор
чества.
Происхожденіе
понятія «стиль».
тамъ, гдѣ начинается дѣятельность творческой фантазія, тамъ, гдѣ стихія звуковъ становится выразптелышцей душевныхъ переживаній, зарождается на
стоящее музыкальное искусство. Ибо искусство раньше всего есть средство проявленія творческихъ силъ, переносящее насъ изъ царства необходимости въ царство свободы, и еще па самыхъ первыхъ ступеняхъ своего развитія
человѣкъ смутно слышалъ этотъ голосъ, зовущій его погрузиться въ иную высшую сферу.
Вполнѣ естественно, поэтому, что у всѣхъ народовъ древности происхожденіе музыки окутано легендами, свидѣтельствующими о божественномъ первоисточникѣ этого искусства. Но сколь ни интересны еамп по себѣ подобные миѳы о происхожденіи музыки, распространенные среди различ
ныхъ народовъ, сколь ни высоки ихъ поэіпчеекія достоинства, мы лишены возможности заняться ими въ предѣлахъ настоящей книги. Изслѣдуя исторію музыкальнаго искусства въ связи съ развитіемъ художественной культуры, мы должны выяснить, какіе основные принципы объединяютъ проявленіе художе
ственнаго творчества въ различныхъ областяхъ. Такимъ основнымъ принципомъ, одинаково важнымъ какъ для искусствъ пластическихъ, такъ и для искусствъ
тоническихъ, являетсн переработка впечатлѣній реальной жизни, внутренней н внѣшней, по законамъ красоты, возвышающей жизнь до идеала и вполнѣ
противоположной тому матеріальному бытію, которое не ищетъ въ жизни ннкакого высшаго смысла. Это стремленіе къ красотѣ присуще всѣмъ наро
дамъ, на какой бы ступени культурнаго развитія онн ни находились, и каждая эпоха устанавливаетъ художественныя формы, которыя почитаются обязательными для своего времени п выражаютъ наиболѣе закон
ченное представленіе о художественной красотѣ даннаго историческаго момента. Какъ ирн рабочихъ ассоціаціяхъ элементъ ритма имѣетъ значе
ніе экономическаго принципа развитія, такъ и въ области искусства мы можемъ установить понятіе «стиля?, играющаго ту же организующую роль
по отношенію къ творческимъ усиліямъ массы художниковъ, работающихъ въ опредѣленную эпоху. Такъ же, какъ н въ явленвн ритма, здѣсь сказался принципъ, который побуждаетъ стремиться къ возможно большей полнотѣ худо
жественнаго выраженія при возможно меньшей затратѣ творческой энергіи. Предписывая композитору рядъ художественныхъ правилъ, музыкальный стиль облегчаетъ ему техническую сторону работы, освобождая его творческія силы для воплощенія индивидуальныхъ переживаній. Такимъ образомъ, мы можемъ установить понятіе стиля эпохи, школы наряду съ понятіемъ индивидуальнаго
стиля, обозначающаго совокупность пріемовъ, какими пользуется художникъ при созданіи своихъ произведеній.
Самое выраженіе «стиль», отъ латинскаго слова «stilus», обозначавшаго первоначально заостренную палочку для писанія на вощеной доскѣ, пріобрѣло значеаіе способа передачи идей въ поэзіи, зодчествѣ, музыкальномъ искусствѣ. Такъ, напримѣръ, желая выразить, что иеиолненіе какого - либо произведе
нія вполнѣ соотвѣтствуетъ его идейному содержанію, мы называемъ такое исполненіе «стильнымъ». Тотъ же эпитетъ мы примѣняемъ и къ самому произведенію, если чувствуемъ въ немъ элементъ духовнаго углубленія, той внутренней цѣльности, которая придаетъ произведенію подлинно художе