ТЕАТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА


И. РУБАНОВСКИЙ I
Уже на просмотре первой программы Театра народного творчества у многих возникла мысль: как 5ке мы обходились без такого театра, без этого замечательного пантеона народного творчества? — так естественно, просто вошел он в систему нашей культуры.
Он возник так же естественно, как родился фильм «Чапаев», как создаются наши массовые песни, как возник Ансамбль красноармейской песни и пляски, как родилось стахановское движение и движение пятисотниц. Творческая сила бурлит в нашем замечательном стосемидесятимиллионном народе, пробужденном к великой созидательной работе.
Театр народного творчества — живое, наглядное свидетельство того, как в социалистическом обществе про
ходит процесс уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Доярки пишут стихи, знатные люАи стахановского движения пишут кни
ги, профессора переделывают свои работы по указанию рабочих. Один за другим поднимаются люди физиче
ского труда на эстраду клубов и профессиональных сцен — замечательные певцы, танцоры, музыканты, гимнасты, актеры,— возникают целые самодеятельные коллективы.
В далеких тундрах севера ненцы и орочоны съезжаются на кино-фестиваль, обличительные речи Чацкого и Любима Торцова звучат в стенах клубов новостроек из уст доменщиков и горняков, секретари райкомов партии на собраниях актива читают доклады о творчестве Пушкина.
На кораблях, бороздящих моря, под красным вымпелом звучит Травиата, и, облокотившись на орудие, расстроенный Альфред объясняется с Виолеттой. В ми
нуту отдыха второй помощник командира крейсера мастерски дирижирует джазом, тысячи стихов и рассказов идут на конкурсы «Правды» и литературных издательств со в-сех концов необъятного Советского союза. Национальные государственные театры — башкирские, дагестанские,—еще вчера не имевшие своей письменности, ставят Короля Лира и Егора Булычева, а
кара-калпаки готовят свои театральные кадры под руководством столичных мастеров. Зрители столицы с восхищением слушают музыку украинских композито
ров, наслаждаются мастерством национальных певцов и танцоров, лучшие театральные коллективы Москвы выезжают на работу во вчерашнюю «провинцию».
И все это сливается с мощной строительной симфонией, звучащей в тайге, на берегах Тихого океана, в Полесье, в степях Украины, на трассе канала Волга — Москва, в доках наших верфей, в шахтах Донбасса. Советский народ овладевает искусством, и размах са
модеятельного искусства поистине грандиозен. Об этом деловым языком повествует взятая наугад газетная заметка об Октябрьском районе Калининской области: «Если год тому назад в районе было три драмкружка, один хор и один оркестр, то сейчас их до с о т н и».
Происходит взаимопроникновение искусства и труда. Так искусство входит в быт, а люди труда отдают свой
досуг, свою интеллектуальную жизнь искусству, овладевая его «большими формами» и оплодотворяя его из родников народного творчества. Уже недостаточно обычных «смотров» и олимпиад самодеятельности. Про
бужденный к сознательной жизни народ выдвигает свои таланты на аванпосты культуры. Возникла потребность в театре для народа, создаваемого самим на
родом, который несет свое яркое творчество. Партия, руководящая жизнью и творчеством народа, зорко от
метила эту потребность. Московский комитет ВКП(б)
отдал Театру народного творчества одну из лучших сценических площадок столицы.
2
Итак, Театр народного творчества создан и существует. Необходимо до конца понять все принципиальное значение его возникновения именно в Стране советов, в условиях созидания бесклассового социалистического общества. Ибо история уже не раз слышала слова «народный театр».
Многие десятилетия лучшие умы литературы и искусства мечтали о подлинно народном театре, театре для народа, творимом народом*Ромэн Роллан, страстный мечтатель о лучшем будущем человечества, писатель огромной души и острой социальной зоркости, в за
мечательном юношеском произведении поведал свои самые пламенные мечты о народном театре, «который должен противопоставить изнеженным утонченностям парижских увеселителей искусство мужественное и мощное, выражающее коллективную жизнь и подго
товляющее, вызывающее возрождение нации» («Народ
ный театр». Опыт эстетики народного театра. 1903 г.) Однако тогда же, еще находясь под обаянием розовых
идей просветительства ,и буржуазной филантропии, с восторгом пересказывая проекты Руссо, Дидро, Мерсье о создании народного театра, Роман Роллан не мог не вспомнить о Мадзини, который писал:
«Однажды я подумал, что для того, чтобы существовало искусство, должен существовать народ; а в тогдашней Италии не было народа. Без родины и без свободы мы не могли иметь
искусства. Нужно было поэтому прежде всего посвятить себя решению задачи: будет ли у нас родина? — и постараться ее создать».
Оторвавшись от своей мечты 66 идеальном народном театре и обратившись к действительности, великий писатель вскоре говорил самому себе:
«Опыт заставил нас убедиться, что народному искусству не так легко расцвести на старой поч
ве. Народ, который позволил буржуазным классам мало-по-малу овладеть собой, проникся их мыслями и ничего другого так не желает, как походить на эти классы».