ОТДЕЛ ТРЕТИЙ.
Эпоха генералбаса. Начало новой музыки.
(1600-1750).
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ.
Обновление музыки. Возникновение оперы. Флорентинские реформаторы. Пери, Каччини. Генералбас. Венециансная школа. Клавдио Монтеверди. Его последователи (Кавалли, Чести и др.). Оратория. Джакомо Кариссими и его стиль. Культовая музыка в Риме, Болоньи и Венеции. Кантата.
Сольное пение.
Семнадцатый век занимает в истории музыки совершенно особое место. Старое искусство достигло своего апогея, царство контрапункта закончилось вме:те с победой новых светских веяний. Человек, освобожденный от гнета церковности, начинает искать в музыке естественного, простого выражения своих интимных, личных переживаний. Вместе с образованием, сильною жизнедеягпельного слоя буржуазии, проникнутой верой в свою творческую мощь, возникают формы, основа
нные на преобладании сольного принципа. Старая контрапунктическая музыка, знаменовавшая собою поглощение переживаний одного лица переживаниями бесчисленного множества других, уступает на пороге 17 столетия место музыке, окрашенной в чисто индивидуальные тона. В этом раскрепощении индивидуальности мы видим главный признак нового времени.
В такую эпоху перелома создаются новые формы инструментальной и вокальной музыки, В противоположность прежнему связ
ному хоровому стилю возникает концертирующий. Он завоевывает не только камерную, но и церковную музыку. Стремление к непосред
ственности музыкального выражения, к осязательности и образности сближает музыку, до 17 века совершенно лишен
ную всякой связи с реальный миром, с драмой. Безличные голоса заменяются поющими лицами. Из сочетаний музыки с драмой возникает новая, чрезвычайно важная художественная форма, опера.
Еще в 16 столетий идея создания музыкальной драмы, на подобие древнегреческой трагедии, в которой, как смутно ощущали просве
щенные люди того времени, музыка играла значительную роль, очень занимала итальянских любителей искусства. Среди поклонников антич
ности существовало твердое убеждение в том, что древнегреческая трагедия производила сильное впечатление на слушателей именно музыкальной своей стороной.
XVII в. Эпоха пе
релома.
Концертирующей
стиль.
Опера. Идея музыкальной драмы в
16 ст.