Все передовые умы были согласны в том, что современная музыка не может равняться с древнегреческой в смысле простоты художественною выражения. Сделалось очевидный, что господство контра
пунктической манеры письма противоречит естественный музыкальный требованиям, лишая музыку ее ритмической силы, и поэтической выра
зительности. Поэтому—так рассуждали друзья музыкальною искусства— необходимо создать такой вокальный стиль, в котором соединенье слова и звука давало бы возможность в одинаковой мере проявиться как музыкальному ритму, так и выразительности слова.
Колыбелью этой великой музыкальной реформы был город Флсрендия, где при ДЕоре Медичи собирался кружок знатоков античности; Идеи совсем не музыкальною порядка сыграли величайшую роль в
этой реформе, столь важной для дальнейшего развития нашего искусства, Флорентинские любители серьезно интересовались вопросом о постаноЕке трагедий Эсхила и Софокла, для чего необходима была музыка, ибо тогдашние знатоки античности исходили из совершенно правильной мысли о том, что древние трагедии не были произведениями чисто словесными. Кружок этот собирался в доме графа Джованни Барди, главного устроителя придворных театральных постановок, когда он, в 1594 году, переселился в Рим, у Якопо Ворси. К кружку принадлежал весь цвет флорентинского образованною общества: Винченцо Галилеи отец знаменитою астронома, ученый писатель и композитор, Джиротмо Меи, а втор трактатов по музыке, Пиетро Строцци композитор нескольких интермедий с музыкой, Оттавио Ринуччини высокоода
ренный поэт и, наконец, два музыканта Каччини и Пери, из которых
первый был певцом, а второй капельмейстером флорентинского герцога, В этом кружке усердно обсуждались различные художественные вопросы, и здесь впервые высказано было резкое осужденье господствующему контрапунктическому стилю. Первый теоретический защитником новых музыкальных идей выступил Винченцо Галилеи. Он написал диалог об античной и современной музыке „Dialogo della Musica antica e moderna“ и напечатал его в 1581 году. В этом диалоге, составленной, впрочем, довольно бессистемно, беседа ведется между Барди и Строцци, причем оба они приходят к заключению, что „современная музыка хороша только для необразованных людей, а у знатоков вызывает
лишь одно презрение“.Этот трактат, содержавший много совершенно произвольных и неверных утверждений, но написанный с болыцим
темпераментом, сразу обратил внимание образованных кругов на его автора. Чтобы подтвердить правильность своих догадок Галилеи в сотрудничестве с графой Барди написал несколько сольных песнопений с сопровождением инструмента. Темой своих композиций он избрал сцену из дантова „Ада“, а когда первый опыт его оказался успешным, то Галилеи сочинил еще несколько пьес на плач пророка Иеремии. В истории музыки эти первые, до нас, впрочем, не дошедшие образцы пения с сопровождением инструмента получили название ^монодий“ и были, повидимому, самыми ранними попытками изобретения свётских мелодий, передающих характерное выражение текста.
Появление таких монодий, в сущности говоря, было подготовлено весьма распространенными в 16 столетии арранжировками всевозможных вокальных композиций для одного голоса с аккомпаниментом
лютни (так называемых „ложных монодий.“) Естественно, что в таких обработках значительную роль играл вопрос об установлении какихлибо твердых правил для аккомпанимента. Читатель уже прочел в заглавии настоящею отдела, в применении к целой эпохе, термин: „генералбас“. Под этим названием мы разумеем способ обозначенияі
Отношение к контра
пункти
ческому стилю.
Опера, как проблема
художе
ственного формотвор
чества.
Флорен
ТИЙСкиЙ кружок.
Граф Барди
Винченцо Галилеи.
Монодии Галилеи.
Монодия.
„Ложные монодии“.
Генералбас
пунктической манеры письма противоречит естественный музыкальный требованиям, лишая музыку ее ритмической силы, и поэтической выра
зительности. Поэтому—так рассуждали друзья музыкальною искусства— необходимо создать такой вокальный стиль, в котором соединенье слова и звука давало бы возможность в одинаковой мере проявиться как музыкальному ритму, так и выразительности слова.
Колыбелью этой великой музыкальной реформы был город Флсрендия, где при ДЕоре Медичи собирался кружок знатоков античности; Идеи совсем не музыкальною порядка сыграли величайшую роль в
этой реформе, столь важной для дальнейшего развития нашего искусства, Флорентинские любители серьезно интересовались вопросом о постаноЕке трагедий Эсхила и Софокла, для чего необходима была музыка, ибо тогдашние знатоки античности исходили из совершенно правильной мысли о том, что древние трагедии не были произведениями чисто словесными. Кружок этот собирался в доме графа Джованни Барди, главного устроителя придворных театральных постановок, когда он, в 1594 году, переселился в Рим, у Якопо Ворси. К кружку принадлежал весь цвет флорентинского образованною общества: Винченцо Галилеи отец знаменитою астронома, ученый писатель и композитор, Джиротмо Меи, а втор трактатов по музыке, Пиетро Строцци композитор нескольких интермедий с музыкой, Оттавио Ринуччини высокоода
ренный поэт и, наконец, два музыканта Каччини и Пери, из которых
первый был певцом, а второй капельмейстером флорентинского герцога, В этом кружке усердно обсуждались различные художественные вопросы, и здесь впервые высказано было резкое осужденье господствующему контрапунктическому стилю. Первый теоретический защитником новых музыкальных идей выступил Винченцо Галилеи. Он написал диалог об античной и современной музыке „Dialogo della Musica antica e moderna“ и напечатал его в 1581 году. В этом диалоге, составленной, впрочем, довольно бессистемно, беседа ведется между Барди и Строцци, причем оба они приходят к заключению, что „современная музыка хороша только для необразованных людей, а у знатоков вызывает
лишь одно презрение“.Этот трактат, содержавший много совершенно произвольных и неверных утверждений, но написанный с болыцим
темпераментом, сразу обратил внимание образованных кругов на его автора. Чтобы подтвердить правильность своих догадок Галилеи в сотрудничестве с графой Барди написал несколько сольных песнопений с сопровождением инструмента. Темой своих композиций он избрал сцену из дантова „Ада“, а когда первый опыт его оказался успешным, то Галилеи сочинил еще несколько пьес на плач пророка Иеремии. В истории музыки эти первые, до нас, впрочем, не дошедшие образцы пения с сопровождением инструмента получили название ^монодий“ и были, повидимому, самыми ранними попытками изобретения свётских мелодий, передающих характерное выражение текста.
Появление таких монодий, в сущности говоря, было подготовлено весьма распространенными в 16 столетии арранжировками всевозможных вокальных композиций для одного голоса с аккомпаниментом
лютни (так называемых „ложных монодий.“) Естественно, что в таких обработках значительную роль играл вопрос об установлении какихлибо твердых правил для аккомпанимента. Читатель уже прочел в заглавии настоящею отдела, в применении к целой эпохе, термин: „генералбас“. Под этим названием мы разумеем способ обозначенияі
Отношение к контра
пункти
ческому стилю.
Опера, как проблема
художе
ственного формотвор
чества.
Флорен
ТИЙСкиЙ кружок.
Граф Барди
Винченцо Галилеи.
Монодии Галилеи.
Монодия.
„Ложные монодии“.
Генералбас