Все передовые умы были согласны в том, что современная музыка не может равняться с древнегреческой в смысле простоты художественною выражения. Сделалось очевидный, что господство контра
пунктической манеры письма противоречит естественный музыкальный требованиям, лишая музыку ее ритмической силы, и поэтической выра
зительности. Поэтому—так рассуждали друзья музыкальною искусства— необходимо создать такой вокальный стиль, в котором соединенье слова и звука давало бы возможность в одинаковой мере проявиться как музыкальному ритму, так и выразительности слова.
Колыбелью этой великой музыкальной реформы был город Флсрендия, где при ДЕоре Медичи собирался кружок знатоков античности; Идеи совсем не музыкальною порядка сыграли величайшую роль в
этой реформе, столь важной для дальнейшего развития нашего искусства, Флорентинские любители серьезно интересовались вопросом о постаноЕке трагедий Эсхила и Софокла, для чего необходима была музыка, ибо тогдашние знатоки античности исходили из совершенно правильной мысли о том, что древние трагедии не были произведениями чисто словесными. Кружок этот собирался в доме графа Джованни Барди, главного устроителя придворных театральных постановок, когда он, в 1594 году, переселился в Рим, у Якопо Ворси. К кружку принадлежал весь цвет флорентинского образованною общества: Винченцо Галилеи отец знаменитою астронома, ученый писатель и композитор, Джиротмо Меи, а втор трактатов по музыке, Пиетро Строцци композитор нескольких интермедий с музыкой, Оттавио Ринуччини высокоода
ренный поэт и, наконец, два музыканта Каччини и Пери, из которых
первый был певцом, а второй капельмейстером флорентинского герцога, В этом кружке усердно обсуждались различные художественные вопросы, и здесь впервые высказано было резкое осужденье господствующему контрапунктическому стилю. Первый теоретический защитником новых музыкальных идей выступил Винченцо Галилеи. Он написал диалог об античной и современной музыке „Dialogo della Musica antica e moderna“ и напечатал его в 1581 году. В этом диалоге, составленной, впрочем, довольно бессистемно, беседа ведется между Барди и Строцци, причем оба они приходят к заключению, что „современная музыка хороша только для необразованных людей, а у знатоков вызывает
лишь одно презрение“.Этот трактат, содержавший много совершенно произвольных и неверных утверждений, но написанный с болыцим
темпераментом, сразу обратил внимание образованных кругов на его автора. Чтобы подтвердить правильность своих догадок Галилеи в сотрудничестве с графой Барди написал несколько сольных песнопений с сопровождением инструмента. Темой своих композиций он избрал сцену из дантова „Ада“, а когда первый опыт его оказался успешным, то Галилеи сочинил еще несколько пьес на плач пророка Иеремии. В истории музыки эти первые, до нас, впрочем, не дошедшие образцы пения с сопровождением инструмента получили название ^монодий“ и были, повидимому, самыми ранними попытками изобретения свётских мелодий, передающих характерное выражение текста.
Появление таких монодий, в сущности говоря, было подготовлено весьма распространенными в 16 столетии арранжировками всевозможных вокальных композиций для одного голоса с аккомпаниментом
лютни (так называемых „ложных монодий.“) Естественно, что в таких обработках значительную роль играл вопрос об установлении какихлибо твердых правил для аккомпанимента. Читатель уже прочел в заглавии настоящею отдела, в применении к целой эпохе, термин: „генералбас“. Под этим названием мы разумеем способ обозначенияі
Отношение к контра
пункти
ческому стилю.
Опера, как проблема
художе
ственного формотвор
чества.
Флорен
ТИЙСкиЙ кружок.
Граф Барди
Винченцо Галилеи.
Монодии Галилеи.
Монодия.
„Ложные монодии“.
Генералбас