мастерской, при помощи своего ученика (а позже компаньона) Микеле Тозини (Микеле ди Ридольфо ф 1577 г.), образа, портреты, декораціи для пиршествъ и процессіи, знамена, росписную мебель и прочее.




Положимъ, и Ридольфо — не лицо, а лишь «собраніе всевозможныхъ отраженіи», и его уже можно зачислить въ предтечи академизма и эклектизма.




Отъ Сарто онъ рѣзко отличается тѣмъ, что идетъ не вслѣдъ Леонардо, а вслѣдъ Рафаэлю, творитъ вещи не нѣжныя, а претендующія на силу и полноту формъ. При этомъ особенно въ раннихъ произведеніяхъ Ридольфо сказывается еще наивный, чопорный кватрочентистъ, а извѣстный «провинціализмъ» остается отличительной чертой его на всю жизнь. Однако, справедливость требуетъ выдѣлить Ридольфо хотя бы за двѣ картины мастера, ри




сующія эпизоды изъ житія св. Зиновія (Уффици) Этимъ мужественнымъ «тяжеловѣснымъ» по стилю картинамъ, сильно разнящимся отъ прочаго тво




ренія Ридольфо, — главную прелесть придаетъ та правдивость, съ которой писаны здѣсь фоны. На одной виднѣется площадь Борго дельи Альбицци,




на другой — флорентійскій Дуомо, кампаниле, башня синьоріи, дерево, которое росло у собора и Баттистерій. Приходится только пожалѣть, что эти пре




красныя городскія ведуты почти совершенно спрятаны за густыми группами перваго плана и не играютъ никакой роли въ «настроеніи». Остаются въ памяти не онѣ, а «колоссальныя» фигуры, загромождающія авансцену.




Ужъ если такихъ краткихъ оцѣнокъ достаточно для характеристики трехъ лучшихъ мастеровъ Флоренціи: Франчабиджо, Понтормо и Ридольфо, то еще менѣе заслуживаютъ подробнаго обсужденія въ общей исторіи искус




ства болѣе обыденные художники, знавшіе свое ремесло въ совершенствѣ, но не сумѣвшіе использовать это знаніе на что-либо задѣвающее «за живое», что-либо «вѣчное», интересное не для однихъ только спеціальныхъ изслѣдователей данной эпохи. Фаланга такихъ флорентійскихъ мастеровъ «золо




того вѣка» очень велика 98, — но всего менѣе имѣетъ смыслъ говорить о


начни. Умеръ Ридольфо 5 январи 1561 г., оставивъ своимъ сыновьямъ, обратившимся къ торговлѣ, богатое наслѣдство.
98 Перечислимъ хотя бы главнѣйшія имена: сотрудникъ Полидора — Караваджо, о которомъ рѣчь впереди; Б. В. Матурино (1490 — f послѣ 1527 г.); подражатель Сарто — Доменико Пулиго (1475—1527); изящный Джованни Антоніо Соліани (1492—1544); другъ Вазари—Фрапческо или Чекипо ди Сальвіати (1510—1563); самъ Джорджо Вазари (1511—1574); скульпторъ и рисовальщикъ Баччо Баидинелли(1488—1560); Джованни Батиста Россо деи Росси или «Россо Фіорентино» (1496— 1541), начинающій собой плеяду «школы Фоптенебло»; ученикъ Неруджнно — Фрапческо Убертини «Бакіакка» (1494—1557); Андреа ди Козими Фельтрини (1490?—1554?); Никколо Соджи (1480 — 1554); Пе
рино дель Вага (1488 — 1528); Аньоло ди Козимо «Бронзино» (1502 — 1572); его ученикъ Алессандро Аллорп (1535 — 1607); плодовитый Санти ди Тито (1538 —1603) и изощренный Бернардо Барба
телли, прозванный Почетти «далле гротески» и «далле фачате» (1542—1612). Съ нѣкоторыми изъ этихъ художниковъ мы еще будемъ имѣть случай встрѣчаться въ дальнѣйшемъ изложеніи, но и сейчасъ укажемъ на тѣхъ, которые болѣе дру
гихъ заслуживаютъ вниманіе историка пейзажа: Матурино, Бакіакка, Вазари, Дочено. Первый украсилъ вмѣстѣ съ Полидоро пейзажными фре
сками римскую церковь «Сапъ Сильвестро» (мы еще къ пей вернемся) и тѣмъ самымъ учредилъ родъ исторической пейзажной живописи высокаго стиля; Бакіакка — авторъ нѣсколькихъ привлека
тельныхъ « затѣйливыхъ «касонныхъ» картинъ, а также близкихъ къ нимъ но стилю картоновъ для шпалеръ съ «календарными» сюжетами (прекрас
ныя шпалеры, вытканныя по картонамъ Бакіакки, хранятся въ флорентійскомъ музеѣ «degli Arazzi»). Появленіе въ этихъ картонахъ нидерландскихъ чертъ, особенно въ ихъ сочныхъ и сложныхъ пейзажахъ, изобилующихъ фигурами животныхъ, напрасно относятъ на счетъ участія въ ихъ изго