какъ грандіозная, все превышающая красота этого истинно сверхземного искусства, этого искусства полубоговъ и титановъ снова становится ясной, и попрежнему убѣдительной. Въ сравненіи съ этими созданіями всѣ наши новшества, всѣ наши побѣды кажутся эпизодично-вздорными, какъ кажется мелкой и глупой суета людская sub specie aeternitatis. Кто обра
тится къ искусству «классиковъ» съ чисто научнымъ подходомъ, для того оно представится однимъ изъ безчисленныхъ пройденныхъ этаповъ — отор
вавшимся въ бездну прошлаго кускомъ міровой жизни. Для того же, кто пойметъ это искусство умомъ и сердцемъ, для того оно можетъ стать путевод
ной нитью и живительнымъ талисманомъ, необходимымъ на трудномъ пути человѣчества къ его таинственной цѣли; для него оно не только воспоминаніе о прошломъ, но и завѣтъ будущаго.
Такія мысли о судьбахъ человѣчества и міра въ цѣломъ возникаютъ сами собой, когда мы стоимъ подъ плафономъ Сикстинской капеллы и изу
чаемъ то, что стелется высоко надъ нами. Глядя на это истинное «чудоискусства, просто нельзя допустить мысли о безцѣльности всего существующаго. Вѣдь, пришлось бы допустить, что и вся эта красота — суетна и без
цѣльна, а между тѣмъ она рѣшительно свидѣтельствуетъ о другомъ. II то именно, что эта живопись не картина, стоящая передъ зрителемъ, а какой-то шатеръ, осѣняющій свыше, видимый не иначе, какъ съ трудомъ, какъ запро
кинувъ голову, какъ «отвернувшись отъ земли и обративъ лицо къ небу»— это не порожденіе случая или, какъ нѣкоторые думаютъ, — пустой прихоти папы Юлія II. доставившей ужасную муку расписывавшему потолокъ художнику, но нѣчто такое, въ чемъ сказывается нѣкій верховный смыслъ, какая-то изъ вѣковъ преднамѢченность. Имѣя эту сѣнь надъ собой, какъ-то особенно чувствуешь силу ея захвата, надежность ея защиты, покрова, покровитель
ства. Отъ нея спускается въ душу и особенный ужасъ, и особое умиленіе. Великій тайновидецъ Микель Анджело Буонарроти начерталъ здѣсь грандіозный гороскопъ мірозданія, и каждому дано его прочесть, каждому по прочтеніи открывается хоть одинъ уголокъ завѣсы, скрывающей вѣчность; дано это уже потому, что письмена, къ которымъ онъ прибѣгнулъ, не руны, требующія особаго посвященія, а не что иное, какъ наше собственное тѣло, какъ чело
вѣческія фигуры, складывающіяся прекрасными узорами въ пророческія свидѣтельства и откровенія 10°.
100 Мпкель Анджело Буонарроти, сынъ подесты городка Капрезе, родился 6 марта 1473 г.; умеръ 11 февраля 1364 г. въ Римѣ, похороненъ во Флоренціи. Изъ громадной литературы о немъ приводимъ главнѣйшія книги: Hermann Grimm «Leben Michel Angelos» 1860 г. и позднѣйшія изданія (русскій богато иллюстрированный переводъ началъ выходить въ 1913 г. въ изд. «Гря
дущій день»);Аиге1іо Gotti «Vita di М. А. В. narrata con l’aiuto di nuovi documenti», 1875; Gaetano Mila
nesi «Le lettere di M. А. В.» Firenze, 1875; Ch. Heath-Wilson «Life and Letters of M. A. B.»; Boyer d’Agen «L’oeuvre litteraire de M. A. avec une vie du maitre par son eleve Ascanio Condivi», Paris, 1911; Franjois de Ilollande «Quatre entretiens tenus a Rome en 1538 — 39» (французскій переводъ съ португальскаго въ книгѣ Raczynski «Les arts en Portu
gal», 1846); John A. Symonds «The life of M. A. B.», London, 1893; Corrado Ricci «М. A.», Florence, 1902; Fritz Burger «Studien zu M. А.» Strassburg, 1907;