п Пьеро ди Козимо. Но какое мастерство въ трактовкѣ, особенно въ нюансахъ свѣтотѣни, и какой прекрасный режиссерскій талантъ сказывается въ распредѣленіи дѣйствующихъ лицъ! Отъ такой картины до предѣльнаго совершенства въ той же области, до картинъ Веронезе — одинъ шагъ 92.




Къ сожал ѣнію, личность Франчабиджо, заинтересовывающая этой картиной, въ общемъ все же остается въ тѣни. Его нѣжные портреты (теперь всѣ флорен




тійскіе портреты, обладающіе нотой нѣжности, принято приписывать ему), его граціозныя «Мадонны», среди которыхъ имѣются такія, которыя въ теченіе вѣковъ ходили подъ именемъ Рафаэля 93, его алтарныя картины, его, окон




ченная Понтормо и А л лори, фреска въ ГІоджо-а-Каяно («Тріумфъ Цицерона») — все это принадлежитъ къ формально совершенному, но по существу къ наименѣе яркому изъ того, что далъ «золотой вѣкъ». Лишь въ наиболѣе ран




нихъ произведеніяхъ, въ фрескахъ двора «Аннунціаты», у Франчабиджо еще чувствуется задоръ молодости, извѣстная подвижность во вкусѣ Пьеро ди Козимо; гамъ же онъ проявляетъ свой изъ ряда вонъ выходящій архитек




турный талантъ — въ сочиненіи фасада Іерусалимскаго храма, образующаго фонъ композиціи «Бракосочетаніе Богородицы» 9\




Очень близко къ Франчабиджо и къ Сарто подходитъ Якопо Понтормо 93, одинъ изъ самыхъ типичныхъ художниковъ «золотого вѣка». Съ обоими


94 Эта фреска испорчена самимъ мастеромъ въ досадѣ па то, что монахи ее открыли безъ его разрѣшенія. Какъ характерно для художественныхъ нравовъ Флоренціи то, что ни одинъ изъ товарищей Франчабиджо не рѣшился ее исправить и докончить.
95 Jacopo da Pontormo (Вазари назвалъ его Pimtormo) родился въ 1494 г. въ Понтормо. Былъ ученикомъ Леонардо да Винчи, Маріотто Альбертннелли, Пьеро ди Козимо и съ 1512 г. — Андреа
дель Сарто. Выдвинулся будучи еще юношей. Впервые прославился устройствомъ публичнаго празднества и маскарадовъ въ 1514 и въ 1515 г.г. Въ 1515 г. занятъ фреской во дворикѣ «Аннунціаты«Встрѣча Маріи съ Елизаветой». Въ 1521 г. Пон
тормо расписывалъ залъ въ ІІоджо. Въ годъ чумы
(1522 г.) Понтормонаиіелъсе6Ѣнристанщневъ«ЧертозѢ» близъ Флоренціи, и исполненныя имъ здѣсь фрески посятъ явные слѣды нѣмецкаго вліянія (самыя фрески очень пострадали, но понятіе о нихъ даютъ копіи Эмііоли). Послѣдней работой Понтормо была роспись стѣнъ главнаго алтаря въ Сапъ Лоренцо. Умеръ онъ 2 января 1557 г. Понтормо былъ великимъ чудакомъ, обладавшимъ своеобраз
ными взглядами на жизнь, на задачи искусства и на художественное воспитаніе. Извѣстныя стран
ности содержитъ каждая его картина, и въ этомъ отношеніи онъ особенно напоминаетъ Пьеро ди Козимо. За его педагогическія способности говоритъ то, что имъ воспитанъ безусловно лучшій ма
стеръ Флоренціи середины XVI вѣка: Аньоло ди Козимо, прозванный Бронзино. Отъ своего учителя послѣдній унаслѣдовалъ безупречный рису
нокъ и мощь въ портретныхъ характеристикахъ.
Лучшіе рисунки самого Понтормо, служившіе настоящей школой для другихъ художниковъ, собраны въ Уффици (см. I disegni della R. Gall, d. Uffizi — изд. Olshki Eirenze, вып. I).
92 Любопытно и въ этой картинѣ отмѣтить сильное нѣмецкое вліяніе. Сцена слѣва — точно варіантъ на излюбленный сюжетъ нѣмецкихъ и нидер
ландскихъ гравюръ пкартпнъ «Franenbad»; посреди, на самомъ видномъ мѣстѣ стоятъ два типичныхъ нѣмецкихъ ландскнехта, да и во всемъ сценаріи сказывается знакомство съ гравюрами Дюрера и Бургмайера, въ значительной, впрочемъ, мѣрѣ скрытое изумительнымъ чувствомъ ритма и чисто
той архитектурныхъ формъ. Укажемъ здѣсь еще на двухъ флорентійскихъ художниковъ XVI в., кото
рые, кромѣ Франчабиджо и Грапаччп, славились работами для театра. Сюда относятся: Франческо де Сальвіатп (имъ исполнены декораціи для комедіи, сыгранной въ честь Пьеръ Луиджи Фарнезе въ Ка
стро, и для комедіи, представленной во Флоренціи въ 1541 г.) и Бронзино, исполнившій постановку для спектакля, даннаго въ Palazzo Vecchio. Къ нимъ нужно еще прибавить сіенца Бальтазара ІІерѵцци, о которомъ рѣчь впереди, и сіенца Бекафѵми. Среди выдающихся перспектнвистовъ «золотого вѣка
слѣдуетъ назвать Соліанн (исчезнувшая картина «Усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи»), Ридольфо Гирландайо (фреска «Благовѣщеніе» въ Palazzo Veccliio), Никколо Соджи (1480 — 1552?—работалъ въ Ареццо), Вазари (особенно богата архитектур
ными сценаріями его фреска съ событіями изъ жизни папы Павла III въ римской «Канчелларіп» — см. Е. Steinmann «Freskenzyklus der Spatrenaissanceвъ «Monatshefte», 1910, стр. 45) и скульпторъ Баччіо Бандинелли — авторъ цѣлаго ряда сложныхъ композицій (рисунковъ), имѣющихъ совер
шенно характеръ трагическихъ или мистеріальныхъ представленій.
93 Въ лучшей изъ нихъ, «Madonna аі рогго»,мывъ пейзажѣ снова встрѣчаемъ дюреровскій мотивъ (колодецъ и руину), однако, отодвинутый, по требованіямъ «bona тапіега», въ самую глѵбинѵ композиціи.