лишь одновременно целыми «пластами» при смене регистров и мануалов на законченных музыкальных периодах, и тем не менее эта, казалось бы, «примитивнейшая» динамика дает ни с чем несравнимое по грандиозности художественно-музыкальное впечатление, успеш
но конкурировавшие с пышным «ораторнымстилем католицизма (симфонический оркестр, солисты, многолосый хор—целая «опера» с церковного клироса...). «Сын кузнеца» — Мартин Лютер — прекрасно знал, что делал, про
тивопоставляя изысканному феодально-аристократическому музыкальному стилю (и латинскому тексту) простой, понятный (на родном языке), сурово-торжественный унисон
ный хорал: здесь, безусловно, доминировала не религиозная, но социально-демократическая идея. И если считать, что из всех эпох «свет
ской» музыки наиболее нам созвучна бетхопенская, то из богатейшего наследия «духов
ной» музыкальной литературы наиболее для нас поучительна страничка лютеранского хорала.
Возьмем другой пример — из близкой к музыке области искусства: архитектуры. Бели здание видно издалека либо стоит на широкой открытой площади, первой заботой художника должно быть монументальное офор
мление его массива, общих контуров архитектурной формы; на различных этапах приближения я разгляжу все детали фасада вплоть до мельчайшей орнаментики бордюра и капителей; но если издали видна бесформенная
глыба, вся «орнаментика» втуне: она не спасет целого. Такой архитектурной музыки мы еще не знаем; слушая любую музыку издали, мы воспринимаем сначала лишь бессмысленные и бесформенные смены «басов» и удары барабана; на некоем среднем расстоянии мы различаем уже всю гармонию, но даже симфони
ческий состав все еще звучит, как шарманка— качества исполнения оценить невозможно; и, только приблизившись вплотную, мы различаем, наконец, тембровое и динамическое богатства композиции и исполнительской интерпретации.
Мы считаем, что подобная структура (глубоко «камерная» по самому существу своему) в корне порочна для нашей современности.
Все, что сказано здесь о силовой динамике, в равной мере относится к динамике ритмиче
ской: эмоциональные и формальные нюансы темпа и ритма идут параллельно «колебанию амплитуд» и так же определяются общими признаками и законами стиля.
Продолжение в следующем номере
Адрес редакции — Москва, 9. Тверская, 35. Тел. 1-78-31. Прием от 2 до 4 ч.

Ответственный редактор В. Сутырин

Издатель — Государственное Издательство Художественной Литературы
Уполномоченный Главлита № Б—21734. Журнал набран и отпечатан в 7-й типографии Мособлполиграфа „ИСКРА РЕВОЛЮЦИИ“ . Москва, Арбат, Филипп, п., 13 Об‘ем журн. 3 п. л. Колич. зн. в листе—78 000 Форм. бум. 72X110. Тираж 6 000. 3. Т. 608 Номер выпущен по конвейерной системе. Поступил в производство 17/1V—32 г. Вышел в свет 9/V—32 г. Тех. ред. М. Соколова.