Остальные пейзажи Пуссена распадаются на такіе, отъ которыхъ вѣетъ идиллическимъ счастьемъ, и на такіе, въ которыхъ царитъ мрачное настрое
ніе. Но характерно для Пуссена, что никогда не нарушается его основное чувство торжественнаго покоя. Къ первымъ относятся, между прочимъ, три изъ серіи картинъ ((Времена года» (Лувръ) — тѣ, фигуры на которыхъ изоб
ражаютъ «Грѣхопаденіе», «Руѳь» и «Виноградъ Обѣтованной земли». Въ нихъ выставляется благополучіе жизни среди богатствъ природы; не только предметы, но самыя краски (несмотря на нѣкоторую свою потускнѣлость) говорятъ о томъ, какъ на землѣ хорошо жить. Зато на четвертой картинѣ, на «Зимѣ», для олицетворенія которой художникъ выбралъ «Потопъ», настроеніе счастья замѣнилось ужасомъ или, вѣрнѣе, смертнымъ томленіемъ. Благословенную Богомъ землю, нынѣ проклятую Имъ же, медленно и равно
мѣрно затопляютъ темные, холодные потоки. Вмѣсто лазури и бѣлыхъ облаковъ, надъ послѣдними торчащими скалами и далекой водной поверхностью нависъ свинцовый покровъ, перерѣзаемый гнѣвными молніями; еще часъ, и все погрузится въ кромѣшную нѣмую тьму.
Н. Пуссенъ. Вакханалія. Національная галлерея вЪ Лондонѣ.