ТЕАТР НА МЕСТАХ.

К И Е В.
(От нашего корреспондента).
Текущий театральный сезон является первым сезоном частной антрепризы за истекшее пятилетие. Перелом в театральной политике произошел несколько неожиданно. Идея госу
дарственной антрепризы усиленно поддерживалась местным Политпросветом и еще в середине лета в нем разрабатывались широкие планы на предстоящий зимний сезон. Печальные итоги госантрепризы в прошлые сезоны заставили очень осторожно подойти к новому разрешению этого вопроса.
Когда от красивых планов перешли к сметам —выяснилась полная невозможность „поднять“ сложный корабль огосударствленного театра. Смущал наших театральных заправил ре
монтный вопрос, требовавший крупных и единовременных финансовых затрат, так как наши наиболее крупные театраль
ные вдания - оперного им. Либкнехта и драматического им.
Ленина (быв. Соловцовского) и цирка пришли в чрезвычайно запущенное состояние.
С водворением в театре антрепренера сразу произошла „смена вех .
Почти во всех театрах Киева за истекшие годы приобрел прочную оседлость ряд артистов, которые, независимо от своих артистических достоинств, уже достаточно примелькались и перестали вызывать к себе интерес. Остро чувствова
лось, что освежение артистических составов было неизбежно. То, что давалось государственной антрепризе с большими муками, то осуществила безраздумно, решительно и резко тяжелая и повелительная десница частного, капитала. Обычно при сокращениях в государственных труппах неизбежно по
дымался невообразимый шум и со всех сторон сыпались „протесты“, после чего почти все „сокращенные“ вновь воз
вращались на свои насиженные места. Традиционным, так сказать, присяжным защитником „угнетенных“ выступал местный Губрабис.
При внезапном появлении антрепренера, очевидно, он растерялся, ибо его защиты почему-то не было слышно при происшедшей в начале текущего сезона коренной и не всегда целесообразной ломке артистических составов.
Худо-ли, хорошо-ли, но „смена вех“ была неизбежна. Тругшы в Киевских театрах были обновлены.
Передача крупных театров в частные руки ознаменовалась, между прочим, чрезвычайно приятным явлением - к, началу сезона оперный и драматический (б. „Соловцов ) были превосходно отремонтированы и имели весьма нарядный и осве
женный вид. Особенно удачно проведен ремонт в Оперном театре, где стало светло, уютно и... тепло.
В интересах справедливости считаю необходимым отметить безусловные заслуги администрации театра в лице В. С. Глин
ского (уполномоченный дирекции) и К. Г. Иванова, сумевших силою своей энергии и любви к делу способствовать столь разительному обновлению всех частей замусоленного здания Онерного театра.
Киевские театры были сданы: Оперный М. Ф. Багрову, драматический (бывщ. „Соловцов“) С. Т. Барскому, Интим
ный С. А. Рязанскому (для художественных миниатюр). Судьба украинских театров была решена следующим образом: Театру Этнографического репертуара (б. Троицкого Народного Дмма), который назвали именем М. К. Заньковецкой, - разре
шили дальнейшее существование, как коллективу; театр имени Шевченко с .еврснейеким репертуаром попрежнему остался государственным, находящимся на субсидии (в размере % своею бюджета) Главполитнросвета.
Имеется еще в Киеве „Малый театр“, тина „Гротеск“, руководимый В. А. Регининым. Этот театр находится в ведении Пур‘а и сдан им в аренду на общих основаниях.
Еврейский театр . Кунст-Винкль”, с новыми устремлениями, ищущий новых путей, акклиматизировался в Киеве на началах коллектива.
Первые шаги киевских театров прошли при известном равнодушии публики. „Открытие сезона“ еще собрало значительную часть местных присяжных театралов, как старых, так и новых, из числа породы „нэпмановской“, но дальше начался упорный и настойчивый абсентеизм публики. В театрах запахло гарью,
и уже вырисовывались грозные признаки....краха. Это явле ние коснулось почти всех киевских театральных предприятий.
Сейчас, как будто, театральная жизнь вошла в свои берега, сборы подеялись, несколько освежился репертуар, даются новые постановки и в труипы прибыли пополнения.
Уже наступил момент для подведения некоторых художественных итогов, но об этом в следующей корреспонденции.
А. Шелюбский.
II.
Общая волна „горения театров“ докатилась и до Киева.
Последнее явление наблюдается не только в маленьких театрах типа миниатюр, но и в таких больших, как драматический театр имени Ленина, (б. Соловцов) и оперный имени Либкнехта (бывш. Городской).
Соловцовский театр при довольно хорошем составе труппы (Ходотов, Самборская, Вольф Израэль, Лаврецкий) в течение месяца ни разу не видел полного зала.
Это отчасти можно об‘яснить подбором героического репертуара „(Юлий Цезарь“, „Конец Мессии“), по которого рыцари Нэпа не особенно падки, да и другими превходящими обстоятельствами.
В последнее время театр взял другой курс и, с возобновлением „Черной пантеры , Пигмалиона“, Мечты любви“, „Ревности“ и т„ п. посещаемость театра значительно повысилась, даже бывают аншлаги.
Сейчас, с приездом из Бе лина талантливого С. Л. Кузнецова, пользующегося -издавна большими симпатиями киевлян, Соловцовский театр, надо полагать, вступит в фазу материального благополучия.
Бывший городской театр (дирецкия М. Ф. Багрова) капитально отремонтирован и внешне приведен в состояние довоенного времени.
Руководители театра принимают все меры для изживания оперной рутины.
Полученные из-за границы специальные машины дали возможность поставить летающий балет.
Все это, однако, не спасает театр от дефицита, посещаемость которого, за редким исключением, не превышает 50- 60% возможного.
Что до остальных Киевских театров („Малый“, „Интимный, „Художественная комедия“), то они, при убогости репертуара и артистических сил, влачат незавидное существование.
Некоторым отступлением является „Малый театр“ типа Гротеск, благодаря его руководителю Вас. Регинину, имеющий свое определенное лицо и завоевывающий свою аудиторию.
Е. А-н.
ЯРОСЛАВЛЬ.
(От нашего корреспондента).
Ярославский Государственный Музыкальный Техникум существует с 1918 года, сначала нод названием Народный Консерватории, потом Музыкальной Школы 2-ой ступени и,
наконец, в 1921 году—Музыкально-хорового Техникума, слив в одно учреждение музыкальное отделение с хоревым, суще
ствовавшим прежде отдельно. Музыкальное отдел ние имеет подготовительные и специальные классы: фортепиано, скрипка, виолончель, духовые инструменты, контрабас, сольное и хоро
вое пение Специальное фортепиано, скрипка, виолончель— имеет по 8 курсов, а остальные по 5: кроме специальных пред
метов проходится история музыки, гармония, эстетика, аккустика, инструментовка, гигиена, политическая грамота, психо
логия, музыкальная механика. Учащиеся старшего курса, под руководством преподавателей, занимаются с младшими учениками, в целях применения методов преподавания на практике. Преподавательский персонал на старших курсах состоит нз опытных лиц, получивших высшее музыкальное образование, с большим служебным стажем, а на младших -е средним обра
зованием. Техникум довольно часто организует показательные публичные ученические концерты, на которых рельефно обрисовывается работа Техникума для родителей и публики.
При прогрессирующей дороговизне жизни приходится назначать плату эа обучение, разделяя учащихся по категориям,
при 40% бесплатных из детей пролетариата. На всю губернию оставлено одно музыкальное учреждение, но и оно с трудом влачит свое существование, извлекая все возможные средства для покрытия хозяйственных расходов на электричество, топливо, водо-снабжение, на жалование преподавателям, служащим и т. д.