прикладного искусства 122. Въ его же вЪдЪніи находились и всЪ несмѣтныя сооруженія, производившіяся для пышнаго двора и согласно повелЪніямъ мо




нарха 123. Уже Ришелье мерещилось нѣчто подобное, и на роль Лебрена былъ тогда вызванъ самъ Пуссенъ, нослЪ того какъ Вуэ, при всей своей популярности, показался нѣсколько «провинціальнымъ» и тривіальнымъ для такой задачи. Но геніальный художникъ не былъ въ состояніи играть роль «министра искусства». Этого замкнутаго человѣка сразу сбили съ толку какія-то крикливыя «ничтожества», всякіе чиновники и заносчивые кол




леги, пользовавшіеся поддержкой сильныхъ міра сего. Лебрёнъ не былъ геніальнымъ живописцемъ, въ немъ не жили живые образы и особая красочность,— все его искусство было сложено изъ реминисенцій Рафарля, Кортоны, Гвидо, Корреджо, Тиціана, Рубенса и Пуссена; зато никто какъ Ле




брёнъ не былъ такъ одаренъ на руководительство другими, и едва ли нашелся бы тогда еще одинъ человѣкъ на всемъ свѣтѣ (Бернини былъ уже слиш




комъ старъ), который такъ охотно и плодотворно предоставилъ бы всѣ свои силы на го, чтобы создать произведенія, вполнѣ достойныя и славы бого творимаго монарха и величія расцвѣтшей родины.




Десятки лѣтъ отдалъ этотъ фанатикъ на то, чтобы изобрѣтать за другихъ, налаживать сложныя работы, образовывать и дисциплинировать все новые и новые полки мастеровъ 124, чтобы преодолѣвать косность админи


Академія живописи и скульптуры считается существующей, Ьлижайшій періодъ,однако,ве обошелся безъ треній съ мэтризой, приведшихъ сначала къ временному соединенію корпорацій (дЬятельное участіе въ примиреніи игралъ Клодь Виньонъ), а затѣмъ къ полному между ними разрыву. Нако
нецъ, 14 мая 1665 г. были утверждены новые статуты Королевской Академіи, которые дали рѣшительное преимущество учрежденію, находивше
муся подъ непосредственнымъ покровительствомъ Кольбера и подъ управленіемъ Лебрена. Въ слѣдующемъ году была основана Французская Академія въ Римѣ, куда директоромъ Лебрёнъ по
садилъ своего смирившагося врага Эррзра- Въ 1676 г. изданы, при его же участіи, «Lettres pa
tentes», дакавшія возможность основывать въ провинціяхъ ака »еміи, находившіяся къ зависи
мости отъ столичнаго органа. Послѣдняя мѣра, впрочемъ, не имѣла серьёзныхъ послѣдствій, и мало-по-малу академіи, основанныя было въ Ліонѣ, Дижонѣ, Бор ш, зачахли и замерли, съ тѣмъ, чтобъ воскреснуть уже въ XVIII вѣкѣ.
122 О «Гобеленной мануфактурѣ» см. выше, въ біографіи Лебрена.
123 Главнѣйшими художественными работами царствованія Людовика XIV были, кромѣ непрестанной стройки и перестройки въ Версалѣ, от
дѣлка дворцовъ Лувра (м. и., сооруженіе фасада,
носящаго названіе «La Colonnade»), Пале-Рояля и Фонтенбло, сооруженіе «Площади побѣдъ» и нынѣшней площади Vendôme, постройка инсти
тута «des Quatre Nations», монастыря Val de Grâce, «Дома Инвалидовъ» и церкви при по
слѣднемъ, постройка загородныхъ дворцовъ Марли, Ссо, Кланьи и т. д., и т. д.
123 Нѣкоторыхъ изъ сотрудниковъ Лебрёна
мы уже встрѣчали выше: Лесюёра (въ «Отелѣ Ламберъ»), Ж. Ь. де Шампэнь, Бланшара, Адама ванъ-дер ь-Мейлена, Жака Руссо, Мёнье, Пате
лей. Кромѣ того, мастеръ пользовался помощью спеціалистовъ по цвѣтамъ Monnoyer и Blain de Fontenay, цѣлымъ рядомъ другихъ менѣе крупныхъ спеціалистовъ по орнаментамъ и «гроте
скамъ» и, наконецъ, «фигуристами» старшимъ Хуассомъ (1645—1710), младшимъ Тестеленомъ, старшимъ Куапелемъ, Лафоссомъ и Кл. Одраномъ. От
дѣльно слѣдуетъ упомянуть о МісѣеІ’Ѣ Corneille (род. 29 сент. 1642 г., ум. 16 августа 1708 г.) и Fran
çois Verdier (род. въ 1651 г., умеръ 20 іюня 1730 і.). Въ свое время первый даже считался однимъ изъ лучшихъ живописцевъ Франціи. Ему была, напр.. поручена, на ряду съ Лафоссомъ и Жунеш),
одна изь капеллъ (св. Григорія) въ «Dôme des Invalides», а въ Версальскомъ дворцѣ — одинъ изъ плафоновъ парадныхъ апартаментовъ королевы. — Свою репутацію въ исторіи Вердье, ка
жется, испортилъ переизбыткомъ рисунковъ, въ которыхъ онъ зачастую до полнаго обмана под
ражалъ Лебрену (многочисленные примѣры въ Луврѣ, въ Эрмитажѣ, въ собраніяхъ Яремича, кн. Аргутинскаго, Александра Бенуа, св. кн. М. К. Горчакова). Напротивъ того, картинъ Вердье сохранилось сравнительно мало (въ ЛѵврѢ, вь Тріанонѣ, Нантѣ, Реннѣ, Орлеанѣ), если не считать тѣхъ, которыя онъ писалъ по картонамъ своею учителя. Тщательный подборъ произве
деній Вердье могъ бы, однако, его представить въ качествѣ находчиваго композитора и мастера, вполнѣ превзошедшаго академическую премудрость. Моментами (такъ, въ рисункахъ у кн. Гор
чакова) онъ умѣетъ быть граціознымъ, и, глядя на такія композиціи, становится пепонятнымъ,