Первый удостоился однажды сотрудничать съ Ватто, и нужно думать, что авторъ «Цитеры» долженъ былъ находить прелесть въ причудливыхъ картинахъ этого фантазёра, для котораго весь міръ, вся природа и всѣ памят
ники представлялись одержимыми какимъ-то неистовымъ плясомъ. Ватто, вѣроятно, любовался въ Лажу тѣмъ же, чѣмъ онъ любовался въ итальян
скихъ лицедѣяхъ и ихъ французскихъ подражателяхъ: безумно даровитымъ кривляніемъ, изумительной способностью мѣтко схватывать любое явленіе и его преподнести въ очаровательно искаженномъ видѣ. Что же касается росписи обѣихъ «Singeries» Кристофомъ Хюз въ Шантильи, то она настолько бле
стяща и остроумна, что даже такой подлинный знатокъ, какъ Эдмонъ де Гонкуръ, былъ введенъ въ соблазнъ ею и неосторожно поручился, будто эти каприччіо, написанныя четырнадцать лѣтъ послѣ смерти Ватто, принадлежатъ кисти послѣдняго 196.
Изъ остальныхъ «ваттистовъ» упомянемъ здѣсь еще Дебара 197 и Октавіена 198, изъ которыхъ каждый представленъ въ Луврѣ интересной, но не особенно блестящей картиной. Картина Дебара болѣе художественна, болѣе живописна, и нужно думать, что если бы не ранняя смерть, то изъ мастера выработался бы конкурентъ Патэра. Картина Октавіена, содержащая рядъ фигуръ, заимствованныхъ у Ватто, заслуживаетъ вниманія и сама по себѣ, какъ бытовая иллюстрація (изображаетъ она знаменитую въ то время яр
марку въ БезонѢ) и какъ показатель того, насколько въ 1720-хъ годахъ весь этотъ родъ tableaux de caractère былъ признанъ офиціальнымъ міромъ. Вѣдь, самый сюжетъ былъ заданъ академическимъ ареопагомъ, а не при
думанъ художникомъ. — Наконецъ, среди лондонскихъ подражателей Ваттб особеннаго интереса заслуживаетъ Филиппъ Мерсьё, картина котораго «L’Escamoteur» въ Луврѣ лишь за послѣднее время лишилась этикетки Ватто и возвращена настоящему автору. Позже Мерсьё подражалъ Хогарту.
Нѣкоторыя черты сходства съ Ватто и еще болѣе съ Ланкрё допускаютъ обсужденіе на этомъ мѣстѣ творчества еще одного большого мастера. Однако, все же полное зачисленіе Жана Франсуа де-Труа въ группу «ваттистовъ» было бы натяжкой и даже несправедливостью по отношенію къ этому чрезвычайно
196 Такая же ошибка могла бы вполнѣ произойти съ упомянутой росписью нашего Монплезира, принадлежащей кисти старшаго Pillement, если бы опа не была варварски искажена ре
ставраціей въ концѣ 1880-хъ годовъ. О личности художника ничего не извѣстно кромѣ того, что въ 1720 г. «иноземецъ-французъ Пильманъ» дого
ворился писать въ МонплезирѢ потолки. Ему помогалъ русскій живописецъ Любецкій.
197 Bonaventure Debar родился въ Парижѣ въ 1700 г. Принятъ въ Академію 21 ноября 1725 г. за картину «Fêtes champêtres», которая находится въ Луврѣ. Умеръ мастеръ 29 сентября 1729 г.
198 François Octavien родился въ Римѣ отъ родителей-французовъ. Признанъ Парижской Ака
деміей «назначеннымъ» (30 ноября 1724 г.), при чемъ ему заданъ сюжетъ «La foire de Bezons», за которын_опъ и удостоенъ званія «академика24 ноября 1725 г. (картина въ Луврѣ). Умеръ ху
дожника въ Парижѣ въ 1736 г. Кромѣ луврской картины, извѣстны еще два произведенія худож
ника въ музеѣ Нанси. Къ прямымъ ученикамъ Ватто, можетъ быть, еще слѣдуетъ причислить врача-любителя Philppe de Іа Нуге, писавшаго въ часы досуга пейзажи и фигуры въ духѣ Ватто гуашью (умеръ 42-хъ лѣтъ въ 1719 г.).