Съ де-Труа имѣетъ много общаго одинъ изъ превосходныхъ живописцевъ того же времени, обыкновенно зачисляемый въ ряды академиковъ, — Сюблейра 200. Зачисленіе это не лишено основанія. Сюблейра болѣе подчиненъ академической дисциплинѣ, нежели де-Труа; его шедевры носятъ явную печать изученія Ланфранко, Гверчино, Пуссена, Лесюёра, и забота о « благородствѣнѣсколько заслоняетъ въ «Императорѣ Валеріи» и въ «Св. Рохѣ» подлинныя красочныя достоинства этихъ прославленныхъ картинъ. Но, съ другой стороны, и эти картины принадлежатъ къ самому блестящему, что создано академизмомъ, а, кромѣ того, Сюблейра авторъ трехъ прелестныхъ жанровыхъ кар
тинъ (въ Луврѣ), совершенно въ духѣ Ланкрё иллюстрирующихъ сказки Лафонтэна, его же кисти принадлежитъ не менѣе красивый, нежели любой Ларжидьеръ, автопортретъ въ Уффицахъ, и, наконецъ, передъ восхитительной его «Мастерской художника» въ Вѣнской Академіи останавливаешься въ полномъ изумленіи, не зная безъ справки въ каталогѣ, кому изъ самыхъ большихъ приписать эту чарующую своимъ серебристымъ тономъ и своей искренностью картину.
Въ одну категорію съ названными художниками можно еще зачислить и баталиста Шарля Парроселя, сына знакомаго уже намъ Жозефа Парроселя, не менѣе, нежели отецъ, заслуживающаго быть зачисленнымъ среди «колористовъ»201. Однако, принадлежность Шарля Парроселя къ поколѣнію
декоративныхъ работъ не погибла. Для одного г. де Ла-Ливъ онъ написалъ 36 композицій, укра
шавшихъ дворецъ этого мецената. Въ настоящее время произведенія д. - Т. находятся въ ЛуврЪ (6 картинъ, среди которыхъ «La toilette d’Estherнаписанная еще до отъѣзда въ Римъ, и «Церемонія ордена Св. Духа 1732 г.»), въ Шантильи, въ музеяхъ Безансона (портреты), Дижона, Монпелье («Ніобея»), Нанси, Нима («Спящая жница» и «Паралитикъ»), Орлеана, Руана, Берлина, въ лондон
скомъ «Кенсингтонскомъ музеѣ», во дворцѣ Сансуси, въ нѣкоторыхъ церквахъ Рима, въ частномъ собраніи О. Гульдшинскаго въ Берлинѣ. Въ Эр
митажѣ мастеръ прекрасно представленъ шестью картинами, изъ которыхъ двѣ неправильно зна
чатся подъ именемъ его отца. Гобелены «Исторія Эсѳири» находятся въ Версальскомъ дворцѣ, во дворцѣ Фарнезе (французское посольство въ Римѣ) и въ домѣ французскаго посольства въ Петроградѣ («Тріумфъ Мардохея»). Извѣстно еще, что д.-Т. исполнилъ въ 1735 г. для герцога Ло
тарингскаго (впослѣдствіи императора) серію картоновъ съ «Исторіей Психеи» и для датскаго двора въ 1741 г. четыре картины съ сюжетами «Мета
морфозъ». Гравировали съ де-Труа: Томасенъ (грандіозная композиція «Чума въ Марселѣ»), Кошэнъ, Л. Каръ, Парросель, Боварлэ и др. См. его
біографію Chevalier Valory въ «Mém. inéd. sur la vie des membres de l’Académie».
200 Pierre Subleyras родился въ Uzès (деп. Gard) въ 1699 г. До 15 лѣтъ ученикъ своего отца Матіе С., затѣмъ — славившагося по всему югу Франціи и дѣйствительно искуснаго художника Antoine Rivalcz въ Тулузѣ. Въ 1724 г. С. прибываетъ въ Парижъ; два года спустя получаетъ заграничную поѣздку. Въ Римѣ онъ живетъ съ 1728 г. и же
нится на извѣстной миніатюристкѣ Маріи Феличе Тибальди (1739), на сестрѣ которой былъ женатъ другой французскій художникъ, съ ко
торымъ мы встрѣтимся ниже, — Тремольеръ. Въ Римѣ Сюблейра имѣетъ огромный успѣхъ какъ при папскомъ дворѣ, такъ и среди кардиналовъ и римской аристократіи. Наибольшее впечатлѣніе про
извела его картина, написанная для исполненія мозаикой въ Санъ-Піетро — «Обѣдня св. Василія Великаго» (1745 г.), съ которой мастеръ, по желапію любителей, долженъ былъ сдѣлать нѣсколько повтореній (одно изъ нихъ и эскизъ къ фигурѣ священника достались Эрмитажу). Умеръ Сю
блейра въ полномъ расцвѣтѣ таланта 28 мая 1749 г. Къ сожалѣнію, послѣдніе годы онъ былъ все время боленъ, и, быть можетъ, въ этомъ об
стоятельствѣ слѣдуетъ видѣть причину, почему знаменитый мастеръ не оставилъ почти никакихъ средствъ своей семьѣ. Для характеристики мало
изслѣдованной личности С. важно свѣдѣніе, что онъ очень увлекался науками, литературой и музы
кой. — Картины С. находятся въ Луврѣ, въ Версалѣ (превосходный «Портретъ папы Бенедикта XIV»), въ музеяхъ Монпелье, Нанта, Нима, Орлеана, Ту
лузы («Коронація Людовика XV), Руана, Дрездена, Берлина, въ Вѣнской Академіи, въ Уффицахъ, въ римской галлереѣ Барберини. См. «Les tableaux de la jeunesse de Subleyras» въ книгѣ Ph. de Chennevières «Recherches sur la vie de quelques peintres provinciaux», T. IV, стр. 213.
201 Charles Parrocel, второй сынъ знакомаго уже намъ Жозефа II., родился въ Парижѣ 6 мая І688 г.; ученикъ своего крестнаго отца Лафосса. Семнадцати лѣтъ юноша поступилъ въ кавалерію, въ которой онъ прослужилъ два года, но затѣмъ вышелъ въ отставку, послѣ чего онъ отправился