ненная движением, требует максимально броеского плаката. Учреждение (фабрика), посещаемое одним и тем же составом рабочих, еже
дневно воспринимающих плакат, может предъявить гораздо более скромные требования выразительности от плаката. Могут встретиться случаи, когда резкая экспрессивность плаката будет поставлена в ми
нус его изобретателю. Например, плакат для школьных помещений, излишне лишь раздражающий зрение и навязчиво кричащий, когда и тихая и спокойная речь может быть услышана.
III. материал плаката состоит из а) листа бумаги (фанеры, картона); б) изобразительного рисунка (предметного или беспредметного); в) цвета-краски; г) текста.
Форма изобразительного рисунка и колорит плаката, как искусства плоскостного, обусловливаются плоскостью.
Корень plaqu’, общий для целого ряда слов, указывает на тесную связь с плоскостью представления о форме плаката: plaque значит пластинка, plaquer—накладывать, plaqueur—наклейщик. Отсюда заключаем, что форма плаката плоскостная par excellence.
Реклама—этот близнец плаката—корень свой берет от латинского слова clamare—кричать. Reclame—по-французски, кроме значения „объявлять , еще означает крик на соколиной охоте.
Для рекламы нет никаких формальных ограничений.
Следовательно, вид агитационного воздействия sui generis, связанный с плоскостью, как формальным основанием, будет чаще всего именоваться плакатом. Те же приемы воздействия, но претворенные в иные формы (трехмерно-объемные, световые, звуковые, словесные) будут относиться к рекламе.
Плакат своей связью с плоскостью устанавливает тесный контакт только с одним видом пространственного искусства—с живописью.
Между тем как—реклама пользуется формами скульптуры, архитектуры, литературы (только текстуальные объявления), музыки (звуковая рек
лама) и иными, самыми разнообразными, средствами, выходящими за ограниченную орбиту тех материалов, которые употребляются типическими формами искусства.
Существует мнение, что изобразительность, (понимаемая, к тому же, как предметная изобразительность), неотъемлемо присуща плакату, и чисто текстуальный плакат относят к рекламе. Разница между рек
ламой и текстовым плакатом не в тексте, как таковом, а в характере связи этого текста с плоскостью. Когда этот текст имеет не только
идейное воздействие, но останавливает внимание и с зрительно-воспринимаемой стороны, и когда он связан органичесни с плоскостьюлистом, как отдельной формой,—тогда такую форму мы называем плакатной. Текст такого плаката обычно минимален. Напр.: „не курить!
Напротив, когда текст играет исключительно идейную роль и действует только на интеллект, т.-е. когда текстовая сторона теряет сама по себе зрительное воздействие, т.-е. живописная функция в пла
кате прекращается и переходит в литературную,—такая форма является не плакатной а рекламной. Обычно текст реклам пространный. Сюда должны быть отнесены газетные объявления, прейе-куранты заводов, торговых и промышленных предприятий и пр. Если речь идет не о коммерческой агитации, а о политической пропаганде, то такие обильные текстом листки называются или прокламациями, когда они исключительно текстовые, или лубками, когда снабжены картинкой.
Разницу между рекламой и плакатом можно провести, учитывая также и степень активности психического эффекта,-который пытаются создать оба эти вида искусства. Плакат всегда навязчив, назойлив.
дневно воспринимающих плакат, может предъявить гораздо более скромные требования выразительности от плаката. Могут встретиться случаи, когда резкая экспрессивность плаката будет поставлена в ми
нус его изобретателю. Например, плакат для школьных помещений, излишне лишь раздражающий зрение и навязчиво кричащий, когда и тихая и спокойная речь может быть услышана.
III. материал плаката состоит из а) листа бумаги (фанеры, картона); б) изобразительного рисунка (предметного или беспредметного); в) цвета-краски; г) текста.
Форма изобразительного рисунка и колорит плаката, как искусства плоскостного, обусловливаются плоскостью.
Корень plaqu’, общий для целого ряда слов, указывает на тесную связь с плоскостью представления о форме плаката: plaque значит пластинка, plaquer—накладывать, plaqueur—наклейщик. Отсюда заключаем, что форма плаката плоскостная par excellence.
Реклама—этот близнец плаката—корень свой берет от латинского слова clamare—кричать. Reclame—по-французски, кроме значения „объявлять , еще означает крик на соколиной охоте.
Для рекламы нет никаких формальных ограничений.
Следовательно, вид агитационного воздействия sui generis, связанный с плоскостью, как формальным основанием, будет чаще всего именоваться плакатом. Те же приемы воздействия, но претворенные в иные формы (трехмерно-объемные, световые, звуковые, словесные) будут относиться к рекламе.
Плакат своей связью с плоскостью устанавливает тесный контакт только с одним видом пространственного искусства—с живописью.
Между тем как—реклама пользуется формами скульптуры, архитектуры, литературы (только текстуальные объявления), музыки (звуковая рек
лама) и иными, самыми разнообразными, средствами, выходящими за ограниченную орбиту тех материалов, которые употребляются типическими формами искусства.
Существует мнение, что изобразительность, (понимаемая, к тому же, как предметная изобразительность), неотъемлемо присуща плакату, и чисто текстуальный плакат относят к рекламе. Разница между рек
ламой и текстовым плакатом не в тексте, как таковом, а в характере связи этого текста с плоскостью. Когда этот текст имеет не только
идейное воздействие, но останавливает внимание и с зрительно-воспринимаемой стороны, и когда он связан органичесни с плоскостьюлистом, как отдельной формой,—тогда такую форму мы называем плакатной. Текст такого плаката обычно минимален. Напр.: „не курить!
Напротив, когда текст играет исключительно идейную роль и действует только на интеллект, т.-е. когда текстовая сторона теряет сама по себе зрительное воздействие, т.-е. живописная функция в пла
кате прекращается и переходит в литературную,—такая форма является не плакатной а рекламной. Обычно текст реклам пространный. Сюда должны быть отнесены газетные объявления, прейе-куранты заводов, торговых и промышленных предприятий и пр. Если речь идет не о коммерческой агитации, а о политической пропаганде, то такие обильные текстом листки называются или прокламациями, когда они исключительно текстовые, или лубками, когда снабжены картинкой.
Разницу между рекламой и плакатом можно провести, учитывая также и степень активности психического эффекта,-который пытаются создать оба эти вида искусства. Плакат всегда навязчив, назойлив.