ненная движением, требует максимально броеского плаката. Учреждение (фабрика), посещаемое одним и тем же составом рабочих, еже
дневно воспринимающих плакат, может предъявить гораздо более скромные требования выразительности от плаката. Могут встретиться случаи, когда резкая экспрессивность плаката будет поставлена в ми
нус его изобретателю. Например, плакат для школьных помещений, излишне лишь раздражающий зрение и навязчиво кричащий, когда и тихая и спокойная речь может быть услышана.
III. материал плаката состоит из а) листа бумаги (фанеры, картона); б) изобразительного рисунка (предметного или беспредметного); в) цвета-краски; г) текста.
Форма изобразительного рисунка и колорит плаката, как искусства плоскостного, обусловливаются плоскостью.
Корень plaqu’, общий для целого ряда слов, указывает на тесную связь с плоскостью представления о форме плаката: plaque значит пластинка, plaquer—накладывать, plaqueur—наклейщик. Отсюда заключаем, что форма плаката плоскостная par excellence.
Реклама—этот близнец плаката—корень свой берет от латинского слова clamare—кричать. Reclame—по-французски, кроме значения „объявлять , еще означает крик на соколиной охоте.
Для рекламы нет никаких формальных ограничений.
Следовательно, вид агитационного воздействия sui generis, связанный с плоскостью, как формальным основанием, будет чаще всего именоваться плакатом. Те же приемы воздействия, но претворенные в иные формы (трехмерно-объемные, световые, звуковые, словесные) будут относиться к рекламе.
Плакат своей связью с плоскостью устанавливает тесный контакт только с одним видом пространственного искусства—с живописью.
Между тем как—реклама пользуется формами скульптуры, архитектуры, литературы (только текстуальные объявления), музыки (звуковая рек
лама) и иными, самыми разнообразными, средствами, выходящими за ограниченную орбиту тех материалов, которые употребляются типическими формами искусства.
Существует мнение, что изобразительность, (понимаемая, к тому же, как предметная изобразительность), неотъемлемо присуща плакату, и чисто текстуальный плакат относят к рекламе. Разница между рек
ламой и текстовым плакатом не в тексте, как таковом, а в характере связи этого текста с плоскостью. Когда этот текст имеет не только
идейное воздействие, но останавливает внимание и с зрительно-воспринимаемой стороны, и когда он связан органичесни с плоскостьюлистом, как отдельной формой,—тогда такую форму мы называем плакатной. Текст такого плаката обычно минимален. Напр.: „не курить!
Напротив, когда текст играет исключительно идейную роль и действует только на интеллект, т.-е. когда текстовая сторона теряет сама по себе зрительное воздействие, т.-е. живописная функция в пла
кате прекращается и переходит в литературную,—такая форма является не плакатной а рекламной. Обычно текст реклам пространный. Сюда должны быть отнесены газетные объявления, прейе-куранты заводов, торговых и промышленных предприятий и пр. Если речь идет не о коммерческой агитации, а о политической пропаганде, то такие обильные текстом листки называются или прокламациями, когда они исключительно текстовые, или лубками, когда снабжены картинкой.
Разницу между рекламой и плакатом можно провести, учитывая также и степень активности психического эффекта,-который пытаются создать оба эти вида искусства. Плакат всегда навязчив, назойлив.