беру, а что—Фрагонару. Напротивъ, въ картинахъ они замѣтно отличаются другъ отъ друга. Фрагонаръ, писавшій и пейзажи, все же типичный фигуристъ. Для него главный интересъ сосредоточивается на дѣйствующихъ лицахъ жизненной комедіи. Вниманіе же Робера почти скользитъ по человѣческимъ суще
ствамъ. Его трогаютъ не дѣйствующія лица, а декораціи жизненнаго спектакля, и среди декорацій тѣ, которыя говорятъ о разрушительномъ дѣйствіи времени, о вѣчной красотѣ натуры, постепенно забирающей власть надъ граш
діозными сооруженіями. Основная его тема: «und neues Leben blüht aus den Ruinen».
Но опять-таки въ живописи, въ самыхъ пріемахъ живописи, въ самомъ своемъ вкусѣ Гюберъ Роберъ достойный товарищъ Фрагонара. Лишь со
гласно внѣшней классификаціи, можно его причислить къ семьѣ Паннини (которымъ онъ очень увлекался и котораго собиралъ) и Пиранези. Такъ и Фрагонара за его «Каллирою» можно зачислить въ ряды первыхъ по вре
мени «неоклассиковъ»—рядомъ съ Бьеномъ, Венсаномъ и Реньо. На самомъ же дѣлѣ, по существу, Гюберъ Роберъ является какимъ-то антиподомъ и сухо
ватаго Паннини и грандіознаго «романтика» Пиранези. Онъ пишетъ тѣ же руины, тѣ же статуи, тѣ же фантастическіе античные города, тѣ же пожары, каналы, обелиски, термы, но его отношеніе ко всему этому, отношеніе его жи
вописнаго темперамента, его вкуса — совершенно иное, нежели у тѣхъ двухъ художниковъ. Отличается онъ и отъ своихъ соотечественниковъ Де-Маши и Клериссо, которые представляютъ своимъ искусствомъ дѣйствительно вполнѣ достойный переводъ на остроумный французскій ладъ архитектурныхъ элегій
Паннини. Гюберъ Роберъ беретъ ту же почтенную старину, и вдругъ, подъ его магической кистью, она мѣняетъ свой обликъ, свою душу. Эго уже не холодный гранитъ, не суровый камень, а нѣчто живое, мягкое, теплое. Онъ
.шстонъпо архитектурному пейзажу. Въ 1777 іоду художнику норучаетсн сдѣлать нѣкоторыя передѣлки въ Версальскомъ паркѣ, главная изъ которыхъ касалась « Купальни Аполлона» (къ рабо
тамъ приступлено въ 1778 г.; осенью 1780 г. онѣ окончены; Роберъ былъ за нихъ вознагражденъ казенной квартирой въ Луврѣ и звапіемъ «рисовальщика королевскихъ садовъ»). Въ 1784 г. ху
дожникъ принимаетъ участіе въ созданіи садовъ въ Méréville близъ Этампа. Въ томъ ate году онъ назначенъ одниѵіъ изъ двухъ хранителей королев
скихъ картинъ. 29 октября 1793 г. Р. арестованъ въ качествѣ «подозрительнаго» (по словамъ г-жи Вижё-Лебрёнъ, авторовъ доноса па него былъ Давидъ) и посаженъ въ тюрьму S-te Pélagie. 30 ян
варя 1794 г. его переводятъ въ St. Lazare, гдѣ первое время режимъ былъ болѣе сносный игдѢ ма
стеръ могъ заниматься живописью (со словъ одноі о очевидца, художникъ здѣсь написалъ 53 картины, не считая безчисленныхъ гуашей, а также распи
санныхъ тарелокъ). Освобожденъ Р. 17 термидора того же года. Съ 1 флореаля 111 года (1795 г.) онъ одинъ изъ пяти консерваторовъ новаго Національнаго музея. Въ ноябрѣ 1802 г. онъ получаетъ отставку съ пенсіей въ 1250 франковъ. Возможно,
что послѣ этого ему удалось совершить вторичное путешествіе въ Римъ. Въ 1806 году происхо
дитъ выселеніе всѣхъ художппковъ-квартпрантовъ Лувра. Умираетъ Роберъ 15 апрѣля 1808 г. отъ апоплексіи въ своей новой квартирѣ на улицѣ Ave
nue du Luxemburg. Г-жа Роберъ у мерла въ 1821 г.— Безчисленныя картины художника разбросаны по собраніямъ Франціи и остальной Европы, но особенно ими богата Россія, что объясняется модой на античность, чрезвычайно поощрявшейся
Екатериной II. Лучшія картины Робера въ Россіи находятся въ Эрмитажѣ, во дворцахъ Царско
сельскомъ, Гатчинскомъ, Зимііемъ, въ собраніяхъ великаго князя Павла Александровича, князя Юсупова, графа А. С. Строганова, графини Е. II. Шуваловой, II. П. Дурново и Е. П. Оливъ. Русункн мастера у кн. Аргѵтинскаго-Долгорукова, С. II. Яремнча, Е. Г. Швартца, Александра Н. Бенуа и др. См. С. Gabillot «Hubert Robert et son tempsвъ серіи «Les Artistes célèbres»; P. deNoihac «H. Ro
bert», Paris, 1910; A. Трубниковъ «Картины Гюбера Робера въ Россіи», «Старые годы», январь 1913 г. L. Réau «L’oeuvre de H. R. en Russie» въ «Gazette d. B. A.», 1914, мартъ.