II.
Идейное теченіе
Чтобы понять идеи, вдохновлявшія буржуазии 1189 года, нужно обратиться къ ихъ воплощеніямъ, т. -е. къ современнымъ государствамъ.
Та форма культурныхъ государетвъ, которую, мы наолюдаемъ въ настоящее время въ Европѣ, еще только намѣ - чалась въ концѣ восемнадцатаго вѣка. Сосредоточеніе власти еще не достигло тогда ни такого совершенcтва, ня такого единообразія, какія мы видимъ теперь. Грозная машина. благодаря которой все мужское населеніе страны. готовое къ войнѣ, приводится теперь въ движеніе по приказанію азъ столицы и несетъ разореніе въ деревни и горе въ семьи, тогда еще не существовала. Этихъ странъ. покрытыхъ сложною административною сѣтью, гдѣ личности администраторовъ совершенно стушевываются въ оюрократическомъ рабствѣ и машинальномъ подчиненіи передъ приказаніями, исходящими отъ центральной воли; этого пассивнаго повиновенія гражданъ закону и этого поклоненія закону, Парламенту, судебной власти и ея агентамъ,
развившимся съ тѣхъ Поръ; этой іерархіи дисциплинированныхъ чиновниковъ; этой сѣти школъ, содержимыхъ или руководимыхъ государствомъ, гдѣ преподаётся новиновеніе власти и ея обожаніе; этой промышленности, давящей рабочаго, цѣликомъ отданнаго государствомъ въ руки хозяевъ; торговли, скопляя)щей неслыханныя состоянія въ рукахъ тѣхъ, кто захватилъ землю, каменно-угольныя копи, пути сообщенія и другія естественныя богатства. и доставляющей громадныя средства государству; наконецъ, нашей науки, которая, освободивъ мысль, увеличила въ сотни разъ производительныя силы человѣчества, но вмѣетѣ съ
тѣмъ стремится подчинить эти силы праву сильнаго и государству, —ничего этого до революціи не существовало.