Понятно, что здѣсь былъ узелъ бойкихъ, перекрещивающихся военныхъ и торговыхъ дорогъ изъ Новгорода, Смоленска, Чернигова съ Кіевомъ,
Ростова съ Суздалемъ. Здѣсь съ незапамятныхъ временъ были не только поселенія финской мери, о чемъ свидѣтельствуютъ недавно открытые въ Москвѣ остатки языческихъ городищъ и разные предметы доисторическаго быта, но и славянскія селенія. При постройкѣ Большого Кремлевскаго дворца, были найдены серебряные обручи (кольца) и серьги, а на мѣстѣ Храма Христа Спасителя—древнія арабскія монеты, изъ коихъ одна 862 года. Здѣсь, по всей вѣроятности, бывали Владиміръ св., построившій свой городъ на Клязьмѣ, Борисъ, княжившій въ Ростовѣ, Глѣбъ—въ Муромѣ, и Ярославъ Мудрый, основатель Ярославля на Волгѣ, когда они
ѣзжали оттуда на юго-западъ въ Кіевъ, а не въ Новгородъ. Несомнѣнно,
что посѣщалъ эти мѣста и Владиміръ Всеволодовичъ Мономахъ, нѣсколько разъ ѣздившій въ Ростовскую землю и строившій тамъ храмы. Но, когда онъ отдалъ въ удѣлъ Владиміро-Суздальскую землю своему сыну Юрію
Владиміровичу Долгорукому, здѣсь мы видимъ на Москвѣ-рѣкѣ цѣлый рядъ селъ, принадлежащихъ старшему его дружиннику перваго ранга,
говорятъ, даже тысячскому,—боярину Кучкѣ. Здѣсь, при этомъ вотчинникѣ, конечно, все было: и болынія поселенія, и храмы, и боярскія хо
ромы: не было только города, какъ крѣпости, какъ военно-княжескаго пункта. Но, несомнѣнно, основатель отдѣльнаго княжества Суздальскаго не могъ, на рубежѣ столькихъ удѣловъ, въ пору ихъ наибольшего столкновенія изъ-за Кіева, при началѣ усобицы съ Изяславомъ Мстиславичемъ, не основать здѣсь города, какъ именно стратегическаго пограничнаго пункта. Этому вполнѣ соотвѣтствуетъ то, что новый городъ въ 1147 году
сдѣлался мѣстомъ важнаго съѣзда вышеназванныхъ князей—ратныхъ союзниковъ, гдѣ князья сговорились «жить въ любви и единствѣ до конца живота, имѣть однихъ друзей и враговъ и сообща стеречься отъ недру
говъ». И крѣпость главными своими сторонами была обращена на югъ и западъ. Она была заложена на холмѣ, тамъ, гдѣ оканчивалось взводное судоходство Москвы-рѣки и начинается сплавное, гдѣ рѣка, выше устья Неглинной, образуетъ пороги. Только впослѣдствіи, когда Москва раз
рослась, для защиты ея построена другая крѣпость—Китай-городъ, а потомъ Бѣлый городъ и круговое земляное укрѣпленіе, охватывавшее городъ со всѣхъ сторонъ.
Объ основаніи же Москвы лѣтописное преданіе говорить, что «Юрій, казнивъ Кучка, взыдѣ на гору и обозрѣ очима своими сѣмо и овамо, по обѣ стороны Москвы-рѣки и Неглинной, возлюби села оныя (Степана Кучка) и повелѣлъ сдѣлати тамъ древянъ градъ». Что же именно построилъ Юрій Владиміровичъ въ Москвѣ? Древнѣйшій храмъ Іоанна Предтечи подъ Боромъ и церковь Спаса на Бору, который тянулся изъ Кремля, отъ Боровицкихъ воротъ, черезъ Китай-городъ, на нынѣшнюю Лубянку,
на далекое пространство, построены были уже послѣ смерти Юрія. Но сооруженіемъ основателя Москвы были, несомнѣнно, деревянныя стѣны Кремля, за коими могли находить себѣ защиту крестьяне селъ Кучковыхъ и новые поселенцы. Однако эти стѣны были даже не дубовыми, по