шурьевъ своихъ Ростиславичей противъ дяди ихъ Всеволода III и шелъ въ Суздальскую землю чрезъ Москву и «позже Москову всю, городъ и села».
Во время усобицъ, начавшихся по смерти Всеволода III (Большое Гнѣздо), между его сыновьями младшимъ Юріемъ, получившимъ великое княженіе, и Константиномъ, лишеннымъ его, несмотря на старшинство,
младшіе ихъ братья раздѣлились между этими соперниками и иногда перебѣгали отъ одного къ другому. Такъ поступилъ Владиміръ Всеволодовичъ, занимавшій незначительный Юрьевъ, послѣ похода, въ 1212 году,
съ Юріемъ на Константина, перебѣжалъ къ этому послѣднему и занялъ Волоколамскъ; посланный затѣмъ Константиномъ, затворился въ Москвѣ. Но въ слѣдующемъ 1213, когда братья помирились. Владиміръ былъ выведенъ Юріемъ изъ Москвы въ южный Переяславль, и Москвѣ не удалось сдѣлаться стольнымъ княжескимъ городомъ.
Затѣмъ, самъ Юрій Ситскій прислалъ сюда младшаго сына своего Владиміра Юрьевича, еще малолѣтняго, но онъ погибъ при нашествіи татаръ. Послѣ татарскаго разоренія въ Москвѣ сѣлъ одинъ изъ младшихъ сыновей Ярослава Всеволодовича — Михаилъ «Хоробритъ», который, не удовольствовавшись Москвою, выгналъ изъ первопрестольнаго Владиміра дядю своего Святослава и занялъ его мѣсто; но онъ тогда же погибъ на берегахъ Протвы въ битвѣ съ Литвою.
Александръ Ярославичъ Невскій основываетъ здѣсъ княжество, отдавъ Москву въ удѣлъ Москву младшему сыну своему Даніилу. Но, со времени утвержденія здѣсь княжескаго стола, и особенно съ возвышенія Москвы на степень общерусскаго центра, стала возстанавливаться и подниматься память основателя его. Наши князья, начиная съ Даніила Александровича, нарекали своимъ сыновьямъ—въ честь основателя Москвы—имя Юрія, и, наконецъ, Іоаннъ III сдѣлалъ ангела его, Георгія Побѣдоносца, гербомъ московскаго княжества. Это указываетъ на то, что преданія объ основателѣ Москвы хранились въ ней и его личный образъ, по крайней мѣрѣ, въ послѣдующемъ преданіи не оставался безъ нѣкотораго вліянія на нашихъ московскихъ князей и имъ подвластныхъ.
Прежде, чѣмъ вглядѣться въ историческія черты характера и дѣятельности строителя Москвы, мы привели его изображеніе, принадле
жащее профессору исторической живописи Императорской Академіи Художествъ В. П. Верещагину, взятое изъ его интереснаго изданія: «Исторія государства Россійскаго въ изображеніяхъ державныхъ его правителей».
Конечно, рисунокъ этотъ не имѣетъ значенія портрета этого князя, но онъ вполнѣ художественъ и вѣренъ въ бытовыхъ чертахъ тому времени, къ коему относится. Воспроизводимъ также изображеніе ангела основа
теля Москвы—св. Георгія Побѣдоносца во Владимірскомъ Дмитріевскомъ соборѣ *).
Сынъ Мономаха Юрій Владиміровичъ, прозванный въ южной Руси за свою склонность къ захватамъ: «долгія руки», стоитъ на рубежѣ двухъ эпохъ, при концѣ кіевской и въ самомъ началѣ владиміро-московской.
*) Построенъ сыномъ Долгорукаго Всеволодомъ III Юрьевичемъ.