своему населенію, сильная своими промышленностью и торговлей, Москва все же сильнѣе всего этого своими историче
скими преданіями, который дѣлаютъ ее принципомъ нашей
жизни. Вотъ отчего соприкосновеніе съ нею въ каждомъ русскомъ, великъ ли, или малъ онъ, поднимаетъ и крѣпитъ русскія чувство, мысль и волю. Здѣсь, а не въ другомъ мѣстѣ, бьется сердце Россіи...
Мы будемъ удовлетворены, если читатели, слѣдя, по нашему изданію, за минувшими судьбами Москвы, обновятъ въ себѣ національное сознаніе. Здѣсь, а не въ другихъ нашихъ центрахъ, выковалась государственность Русскаго на
рода, сложилось великое Русское Царство, выработались разныя стороны нашего быта, коими до сихъ поръ объеди
няется и укрѣпляется громадная Россія. Правду сказалъ поэты
Любовь къ отчизнѣ, какъ струя,
Отъ сердца къ сердцу пробѣгаетъ, По цѣлой Руси изъ Кремля.
Въ дополнение къ сказанному нами въ 1896 году, считаемъ нелишнимъ присоединить нѣсколько словъ о культурномъ значеніи Москвы.
То, что дали Руси Новгородъ, Кіевъ и Владиміръ, какъ наши государственные центры, Москва не только сохранила,
но и развила и видоизмѣнила, создавъ изъ всего переданнаго ей свою руководящую идею, которая не утратила въ нашей
жизни своего значенія и при переживаемомъ новомъ петербургскомъ періодѣ нашей исторіи, даже въ XX столѣтіи.
Наши западники все еще склонны утверждать, что Москва или пользовалась только чужимъ, заимствованнымъ, или создавала свое отрицательное и неуклюжее. Но объективное и всесторонее изслѣдованіе показываетъ, что всему полу
ченному по наслѣдству она давала свои очень цѣнныя видоизмѣненія, а въ своемъ новомъ создала много такого, что имѣетъ положительное значеніе вклада въ исторію культуры.
Укажемъ нѣкоторые примѣры. Если русское зодчество переработало византійскіе архитектурные мотивы въ свой особый стиль, то этимъ мы обязаны не Кіеву и Владиміру,
а Москвѣ, которая создала храмъ Василія Блаженнаго, Коломенскій дворецъ, царскіе терема и множество изящ