городских граждан, чел крестьян. Уже Ранке бросилось в глаза сродство этих „идей коренного переворота с идеями французской революции.
В этом отношении замечательна также так называемая Реформация императора Сигизмунда, произведение начала нового времени, которое во время крестьянской войны опять много читалось. Этот интересный документ, личность автора которого нельзя с уверенностью установить, может быть признан первым революционным мани
фестом на немецком языке; в самом деле, он имеет в виду— и это в XV столетии—ни больше, ни меньше, как полную
буржуазную революцию. Реформатор, правда, высказывает пожелание, чтобы справедливость победила законным путем с помощью „священных имперских городов. Но он, оче
видно, не очень верит тому, что существующие власти
могут протянуть руку для свершения подобного переворота, какой им задуман. И тогда должна будет проявиться революционная самопомощь масс, тогда надо будет при
менить меч, чтобы разрушить все зло. Революционер,
повидимому, думает совсем так же, как и другой одного с ним настроения мыслитель XV столетия, как нюренбергский поэт Ганс Розенплют, а именно, что с господствую
щими классами надо будет обойтись, как с „беспутными чертями , и послать им „свинцовые ягодки , от которых не убережет никакая броня. Розенплют как-то восполь
зовался сравнением с игрою в кости, чтобы указать ту группировку классов, от которой он ожидал победы рево
люционного восстания народа: „Таус Эсс должны выиграть игру с Коттер Дрей против Зесс Цинк . Зесс Цинк — это дворянство, которое должны осилить Таус Эсс, т.-е. крестьяне, если они объединятся с Коттер Дрей, т.-е. городским населением. Таково же мнение и Реформации импе
ратора Сигизмунда, и потому она не только выставляет для сельского населения требование освобождения кре
стьян, но и предусматривает также интересы горожан и требует, между прочим, ни больше, ни меньше, как отмены цехов и уничтожения крупных торговых обществ, „моно
польных обществ , как выражается Лютер. Таким образом, уже здесь появляется буржуазный идеал свободы промыслов и торговли, стремящийся к свободной конкуренции.