повсюду существовал патрициат, по настроениям своим стоявший ближе к дворянству, чем к буржуазии,· ремеслен
ные мастера были организованы в цехи, которые не в
меньшей степени предписывали отдельному своему члену, как он должен вести хозяйство, чем делала это сельская община, и которые тоже превратились в привилегирован
ное учреждение, так как с дальнейшим развитием стали замкнутыми. Для исключенных из цехов, — подчас совсем бедняков, поденщиков и т. п.,—зажиточные цеховые ма
стера представляли собою такую же аристократию, как и городской патрициат и феодальное дворянство.
И все же развитие городов вносило элемент разложения в феодальное общество. В основе последнего лежало хозяйство для собственного потребления. Господствующие классы жили за счет натуральных повинностей и барщины. В этот организм вторглось теперь городское товарное про
изводство, денежное хозяйство, начавшее разлагать его. Дворянство стало жаждать товаров горожанина и жаждать денег, какие нужны были для приобретения их. Денежное хозяйство стало проникать и в сельские местности и оказывать свое влияние. В одних местах оно вело к лич
ному освобождению крестьян, лишь обязанных платить аренду помещику, в других — только теперь и устанавли
вается настоящее крепостное право, при чем крестьянин сверх всякой меры обременяется всяческими повинностями и барщинами, кое-где крестьян совсем сгоняли с земли, чтобы очистить место для более доходного ее использования. При этом дворянство стало во многих случаях выбра
сывать за ворота своих замков свою многочисленную челядь, как бесполезных едоков, так что появились целые армии бродяг, которым не оставалось ничего другого, как работать по найму, и которые явились, таким образом, для капитализма готовым материалом для эксплоатации. А капитализм в это время — в последние столетия средне
вековья—играл уже заметную роль, сперва в Италии, где Венеция раньше других итальянских городов занялась снабжением Европы индийскими продуктами с Востока и на ряду с другими городами—Флоренцией, Генуей, Миланом и пр.—обладала развитой капиталистической домашней промышленностью. И германские города, направляв