вании ее лежали совсем другие соображения, — планы чрезвычайно реалистического характера. Как бы то ни было, но нидерландские государственные деятели увидели в английском проекте совершенно несуразное, наглое предложение выдать Англии, на правах дружбы, нидерландскую торговлю и колониальные владения. Что у англичан действительно было намерение положить конец нидерландскому торговому господству, обнаружилось, когда переговоры о союзе закончи
лись без всякого успеха. Тотчас же Уайтлок, по соглашению с Сент- Джоном, внес 5 августа 1651 года в парламент билль, который 9 октября получил силу закона и стал известен под названием «навигационного акта» (закона о мореплавании).
Этот закон предписывал, чтобы всякого рода товары впредь привозились в Англию только на английских судах или на судах той страны, где соответствующие товары производились. Составленное в общих выражениях, это постановление было, однако, направлено чуть ли не исключительно против нидерландской посреднической торговли. Нидерландская морская торговля должна была понести огром
ные убытки, так как отныне на нидерландских судах воспрещалось ввозить в Англию товары из всех других стран и разрешалось ввозить только нидерландские изделия. Другой пункт навигационного акта поражал нидерландское рыболовство: ввоз сельдей, трески и кита на неанглийских судах был обложен запретительными пошлинами. Ни
дерланды тотчас же потребовали отмены навигационного акта. Пока по этому поводу велись переговоры, борьба на почве конкуренции ме
жду обеими республиками начала уже принимать форму войны. Как в Англии, так и в Голландии были выданы каперские свидетельства, и весною 1652 года, без предварительного объявления войны, произо
шла первая битва между регулярными эскадрами обеих держав. Так
началась двухлетняя морская война, ведшаяся с напряжением всех сил. Битвы кончались то в пользу голландцев, то в пользу англичан. Но в общем военное счастье оказалось на стороне английской респу
блики; слава ее адмиралов, и в первую очередь Блэка, вскоре затмила славу их знаменитых голландских противников—де Рейтера и Тромпа.
Несмотря на все победы, Англия вступила в 1653 год без всякого подъема. Война с Нидерландами не укрепила позиций правящей партии индепендентов, а, напротив, усилила оппозицию против нее, содействовав росту недовольства среди широких масс населения. Тому было много причин. Весьма существенной причиной было то, что война привела к значительному застою в торговле и в самой Англии. Если
британскому флоту и удалось, в конце концов, получить господство над Ламаншем, то нидерландский флот продолжал господствовать, с своей стороны, в Балтийском и Средиземном морях, закрыв английской торговле доступ к балтийским и восточным странам. В первые месяцы
1653 г. в Лондоне было много банкротств среди купцов Сити. Нет никакого сомнения, что от этих банкротств пострадала значительная масса людей. Но все население Лондона болезненно ощущало еще одно явление, вызванное войною: подвоз угля из Нью-Кастля был прерван голландцами. Цена угля поднялась в 3 раза и выше. Этот угольный голод вызывал среди населения такое большое озлобление,