что газеты, относящиеся к середине апреля 1653 г., говорят даже о возможной в скором времени всеобщей взаимной резне, если дорого
визна не уменьшится. Много торговых судов не могло выйти в море вследствие недостатка смолы, дегтя и такелажа.
Большую ненависть вызывала также насильственная вербовка матросов для флота, производившаяся с санкции правительства в боль
шом масштабе и в весьма жестокой форме. С купеческих кораблей была снята большая часть их экипажа, чтобы пополнить убыль в лю
дях, образовавшуюся в результате битв на военных судах. В середине марта в Лондоне были насильственным путем взяты в матросы 1.000 человек, в том числе много обывателей, никогда не бывавших на судах и теперь вдруг поднятых с постели, чтобы отправиться в море. Нет ничего удивительного, что при таком способе набора рекрутов защита торговли оставалась совершенно недостаточной, и торговые суда по-прежнему попадали в руки противника, несмотря на то, что флот из года в год все увеличивался. Начиная с 1649 года парламент увеличивал морские силы с лихорадочным усердием. Было куплено и обо
рудовано много купеческих кораблей, построено много фрегатов. Осенью 1652 г. был снова издан приказ построить 30 новых фрегатов, стоивших 300.000 фунтов стерлингов. Расходы на флот были чрезвычайно велики, и это было другой очень важной причиной непопуляр
ности войны. Поскольку народ был расположен в пользу индепендентов, он ждал от их правления в первую очередь облегчения налого
вого бремени. Обстоятельства же сложились так, что платежи стали еще тяжелее.
Вообще, финансовая политика индепендентов была такова, что грозила лишить их всякой поддержки со стороны масс, обманутых в своих ожиданиях. Очутившись у кормила правления, они пошли в финансовых вопросах по тому же пути, по которому шли их предшественники— пресвитериане. Они переняли у пресвитериан пошлины, ак
цизы и подати и неуклонно взыскивали их — с той лишь разницей, что общая сумма налогов все более и более возрастала. В последние месяцы 1650 года, например, пошлины для покрытия расходов на флот были повышены на 15%· В декабре 1652 г. налоги были снова повышены на 30.000 фунтов стерл. ежемесячно—снова на флот. И все-таки обык
новенных доходов было далеко не достаточно, чтобы покрыть потреб
ность республики в деньгах. Главную часть средств приходилось черпать из чрезвычайных источников, да и то получался значитель
ный дефицит, который пытались покрывать путем займов и выпуска государственных облигаций под залог конфискованных имений.
Конфискации были главным источником чрезвычайных доходов республики, если не считать денежных штрафов, поступавших от роялистов, допущенных к «композициям». Ha-ряду с коронными и церковными землями были теперь пущены с молотка в большом коли
честве и конфискованные имения «преступников». Самый длинный конфискационный лист этого рода относится к ноябрю 1652 г. Он содер
жит не меньше 618 имен «предателей», у которых было отнято все их имущество. Нет никакого сомнения, что как этот, так и другие подобные листы составлялись весьма произвольно и что такой образ действий