предпринято, чтобы раскрыть преступление и наказать виновных. По этому поводу современник говорит, что при таком образе действий всех владений Англии, Шотландии и Ирландии нехватит, чтобы упла
тить по долговым обязательствам казны. Эти обязательства были приятной вещью не для маленьких кредиторов республики, получив
ших их за свою службу или за поставленные товары, ибо курс их был весьма неустойчив и временами стоял ниже трети номинальной стоимо
сти,— а для спекулянтов, которые на них наживались. Эта биржевая игра была также той крепкой цепью, которая связывала воедино ин
тересы капиталистов в стране и в парламенте, как об этом с едкой насмеш кой говорит Бутлер в своем «Гудибрасе»:
Цепь имений церквей и казны,
Что проделками хитрых купцов Непрерывно идут по рукам.
Вместо звонкой монеты —· земля От владельца к владельцу идет,
Биржевой повинуясь игре... «
Благодаря всем этим финансовым гешефтам, партия парламентских индепендентов, как ни серьезны были в свое время ее благие намерения, превратилась полностью в представительство капитали
стических интересов. Только в качестве такого представительства туловище Долгого парламента и проявило себя в области законода
тельства. Его творческая деятельность лежит почти исключительно в сфере капиталистической экономической политики. Навигационный акт не был единичною мерою; он естественно вытекал из обдуманной, приведенной в систему экономической политики в духе той меркан
тилистической программы, которая была выдвинута парламентом еще в великой ремонстрации. Что и теперь, при власти индепенден
тов, продолжали господствовать те же экономические взгляды,— это ясно видно из той инструкции, которая в качестве руководства была дана назначенному 6 августа 1650 года постоянному «Комитету по регулированию торговли». Он должен был всеми средствами содей
ствовать развитию торговли и промыслов во всей стране и, например, подумать о том, как привести реки и гавани в состояние, более удобное
для плавания судов. В особенности же он должен был устранить препятствия для внешней торговли и направить свое внимание на новые рынки сбыта собственных изделий. Он должен был заняться изучением вопроса о вольных гаванях, куда можно было бы беспошлинно ввозить заграничные товары, которые снова приходилось вывозить.
Следующий пункт вытекает из меркантилистической теории торгового баланса: комитету вменялось в обязанность поставить правильный и точный учет всех ввозимых и вывозимых товаров, чтобы
республика, получая ежегодно из-за границы товары на большую сумму, чем вывозилось из Англии, не становилась беднее. Говоря о
денежных взаимоотношениях с заграницей, инструкция исходит из той же теории. Интересен и 8-й пункт, трактующий о пошлинах и акцизах: комитет должен обсудить, какие пошлины, налоги и акцизы было бы целесообразно установить на все товары—свои и чужие—