и как их наилучшим образом урегулировать, чтобы и торговля не потерпела ущерба, и государство не лишилось средств на покрытие своих расходов. Парламентарии-индепенденты считали, повидимому, невозможным провести полностью в жизнь принцип свободы
торговли и промышленности. В этом отношении торговому комитету дается лишь указание рассмотреть, необходимо ли разрешить более открытую торговлю, чем та, которая ведется компаниями, и как это сделать, причем, однако, следует позаботиться о том, чтобы сохранить в торговле руководство и порядок и избежать путаницы; он должен был познакомиться с уставами различных купеческих и ремесленных корпораций, чтобы в случае, если среди них окажутся вредные для публики, их можно было бы «отменить».
Предпоследний пункт подчеркивает большое значение рыболовства на берегах Англии, Шотландии, Ирландии, Гренландии, Ньюфаундленда и Новой Англии. И очень интересен, наконец, последний пункт: «подумать о том, как можно было бы наилучшим образом
управлять английскими плантациями в Америке и в других местах и как умножить их произведения настолько, чтобы эти плантации могли одни снабжать английскую республику всеми необходимыми продуктами».
Не во всех областях, намечаемых этой инструкцией, проявил Долгий парламент свою законодательную деятельность. Но и помимо навигационного акта, имеются распоряжения огромного значения. Из них наиболее важными являются меры, направленные к превра
щению Англии в центр суконной промышленности, каковым до тех пор была Голландия. Еще 22 июня 1649 года государственный совет уделил время обсуждению этого вопроса. В этот день он пишет пар
ламенту, что последнему нужно рассмотреть до перерыва ряд законов, в том числе закон, запрещающий вывоз шерсти и сукновальной глины. Запрещение вывоза шерсти было распространено в 1652 г. и на Шот
ландию, и в то же время было постановлено освободить всякий ввоз шерсти в Англию от каких-либо пошлин.
Эта меркантилистическая политика едва ли могла вызвать большое воодушевление в народе, тем более, что помимо этого не было
сделано ничего, по крайней мере, для мелкого городского населения. Зато кое-что пытались сделать для мелкого крестьянства. Так, напри
мер, еще в тяжелом 1649 году парламент был занят обсуждением «акта о поддержке благонамеренных арендаторов против злонамеренных помещиков, уплативших композиции за свои владения, повы
шающих ренту своих арендаторов или выселяющих их из своих име
ний». Этот акт был, несомненно, направлен в защиту интересов народа в такое время, когда роялистская джентри под тяжестью вновь нала
гаемых на нее денежных штрафов проявляла склонность отыграться за счет зависимых от нее крестьян. В марте 1652 года в парламент поступили дальнейшие акты, имевшие целью отмену остатков феода
лизма в правах наследственной аренды копигольдеров.. Присяга в верности землевладельцу должна была отпасть, а произвольно устанавливавшиеся платежи при перемене владения подлежали точному определению. Но о действительном освобождении крестьян,