т.-е. о превращении копигольдеров во владельцев свободных поместий,, думали так мало, что одновременно в порядок дня был поставлен закон о скорейшем взносе арендной платы. Равным образом вопрос,
бывший главным предметом спора между крестьянами и джентри,—■ вопрос об общинных, землях, был разрешен парламентом не в пользу
крестьян. Больше того, в первые же годы республики было снова приступлено к большим осушительным работам, связанным с огораживанием и вызывавшим еще в беспарламентский период царство
вания Карла I взрывы народного недовольства. И теперь, в 50-е годы, снова то тут, то там происходили волнения, в которых сельское население выражало свой протест против умаления его прав на общин
ные земли. Вообще говоря, индепенденты не сделали ничего, чтобы путем радикальных реформ в пользу крестьян создать прочную базу для своей власти.
Кое-что было сделано вскоре после казни Карла I для наемных рабочих: было издано распоряжение о назначении новых цен на рабо
чие руки с указанием на желательность их повышения. Особенно хвастаться этим распоряжением не приходится, так как при высоких ценах на продукты, стоявших в это голодное время, повышение зара
ботной платы было безусловно необходимо. Кроме того, следовало бы, пожалуй, еще отметить, что время от времени парламент занимался обсуждением вопроса о работах для бедных. При том бремени, которым налог в пользу бедных ложился на плечи мелкой городской буржуазии, достигнутые в этой области, хотя бы и весьма скромные, но реальные
результаты могли бы, несомненно, внести успокоение среди широких кругов населения. Но обсуждение этого вопроса в парламенте не дало никаких положительных результатов.
Столь же мало результатов дала реформа законодательства, бывшая предметом обсуждения особой комиссии, а часто и пленума парламента. Здесь нехватало доброго желания. Уже одна заинтере
сованность большого числа депутатов-юристов препятствовала тому, чтобы из этой работы получилось что-нибудь положительное. В обла
сти церковной политики парламент также почти ничего не сделал. По-прежнему сохранялась государственная церковь, а пресвите
рианское духовенство продолжало в общем владеть церковными землями. Только в 1650 г. были отменены старые конформистские законы, обязывавшие каждого под угрозой штрафа присутствовать по воскресеньям на богослужении; однако обязанность граждан вообще присутствовать на богослужении осталась в силе. Источником
средств на содержание духовенства оставалась та же десятина, что и раньше. Правда, парламентом было объявлено, что десятина будет отменена, лишь только будет найден другой способ оплаты духовенства, но из этого ничего не вышло, и все осталось по-старому.
Очень мало поддержки встречало среди народа пуританское законодательство о нравах, введенное республикой. Так, скверносло
вие, напр., каралось денежным штрафом, незаконное сожительство лиц, не состоящих в браке,—тюрьмой, а состоящих в браке—смертью. Впрочем, закон, каравший смертью нарушение супружеской верности, остался лишь на бумаге, так как присяжных никак нельзя было