заставить выносить обвинительные приговоры. Эти пуританские заботы о благочестии и благонравном поведении находились в вопию
щем противоречии с испорченностью и развращенностью, открыто
господствовавшими в парламенте, и своей насильственностью лишь увеличивали впечатление, что правящая кучка является настоящей тиранией. Иначе, чем тиранией, нельзя также назвать стремление государственного совета и парламента подавить всякое свободное выражение мнения в стране. «Установите бдительное наблюдение над всяким скоплением народа, под каким бы предлогом оно ни происходило,—пишет в 1651 г. государственный совет в инструкции, адресо
ванной его органам в графствах,— необходимо принимать решительно все меры для предотвращения таких сборищ, которые могут воспользоваться любым поводом, что
бы начать восстание или провести в жизнь свои планы нарушения
общественного спокойствия». С церковных кафедр также не дозво
лялось говорить что-либо против правительства. Свободу печати парламент стремился подавить с таким же усердием, как и свободу слова. Газеты и книги могли выходить только с согласия прави
тельства и должны были печататься лишь в нескольких местах, чтобы облегчить надзор.
Но, несмотря на все эти меры, оппозиция подымала голову все выше и выше. Она проявляла себя и в самом парламенте. Правда,
здесь была лишь небольшая группа, выступавшая при каждом удобном случае против правящей клики, но за этим ничтожным меньшинством сплоченными рядами стояла организованная сила, игравшая огромную роль,— единственная сила, которая могла бы еще на некоторое вре
мя служить парламенту опорой против народа,·—-армия. Теперь, после побед, давших республике внутренний мир, армия снова выдвинула
свои требования реформ,— и в первую очередь избирательного закона и роспуска парламента. Этим вопросом парламент занимался несколько раз с января 1650 г. Тогда еще было постановлено, что новый парламент должен состоять из 400 членов и что избирательные округа долж
ны быть распределены наново и равномернее. Равным образом было уже выяснено, что избирательное право должно быть во что бы то ни стало распространено только на средние классы. Но окончатель
ные решения все время откладывались,—в особенности по вопросу о роспуске парламента, несмотря на то, что этот вопрос после победы