основанием для таких действий, которые иначе могли бы вызвать лишь сожаление и угрызения совести».
Подобная же резня произошла месяц спустя при взятии Вексфорда. Опасаясь такой судьбы, жители многих других мест сами открывали свои ворота пуританскому войску, не оказывая никакого сопротивления. Там же, где ирландцы пытались бороться,- они поги
бали, раздираемые внутренними раздорами, плохо вооруженные и недисциплинированные, уступая во всех отношениях, кроме числен
ности, войску Кромвеля. Когда победоносный полководец республики был весною 1650 г. отозван обратно в Англию, ирландское восстание, если и не было еще окончательно подавлено, то во всяком случае не имело уже никаких шансов на успех. В следующие годы преемники
Кромвеля в ирландском командовании, Айртон и—после его смерти (в ноябре 1651 г.)—Эдмунд Ледлоу, закончили завоевание несчастного острова. В апреле 1653 г. в ирландских руках не было уже больше ни одной укрепленной позиции. Правда, банды «ториев» (по-ирландски то же, что разбойники) продолжали еще свои нападения, но в общем порядок и тишина были восстановлены—тишина кладбища: с 1641
года в Ирландии погибло около полумиллиона людей. Десятки тысяч оставили родину, чтобы поступить на военную службу во Франции или в Испании. Тысячи, в том числе много женщин и детей, были
высланы на английских судах в Вест-Индию, чтобы работать там в качестве рабов на плантациях. Сотни были казнены за участие в резне протестантов в 1641 году.
Наиболее значительные последствия имели распоряжения карательного характера, вторгавшиеся в сферу имущественных отношений Ирландии. Политика конфискаций, усвоенная парламентом еще десять лет тому назад, стала теперь твердо проводиться в жизнь. В 1650 г. парламент принял подробные постановления, относящиеся к ирланд
скому землевладению. Наиболее виновные должны были потерять все, большая часть повстанцев—две трети, а те, кто неактивно поддер
живал парламент,—одну треть. Экспроприированные в части своего имущества не сохраняли за собою оставшегося за ними имущества в месте жительства, а должны были переселиться в провинцию Кон
нот. Все эти меры, по намерениям их инициаторов, должны были
поразить не массу ирландского сельского населения, которой была объявлена амнистия, а только «джентри». Фактически же эта политика при данном укладе ирландских аграрных отношений привела к тому,
что масса населения была превращена в зависимых арендаторов, впервые получивших настоящих господ в лице английских ленд
лордов. Новыми помещиками оказались частью старые офицеры и солдаты республики, получившие ирландские поместья вместо невы
плаченного жалования, частью же люди, вознагражденные за счет ирландцев за свои ссуды государству. За 50-е годы, в течение которых закончилась аграрная революция, превратившая несчастное населе
ние Зеленого острова в илотов англо-саксонских господ, ирландскими помещиками стало всего около 30.000 англичан.
Борьба с ирландцами была еще в полном разгаре, когда вожди
английской республики перешли к покорению Шотландии, последней