части британских островов, еще не подчинившейся им. Новое столкновение было совершенно неизбежно, так как тотчас после казни Карла I
шотландский парламент провозгласил королем его сына Карла и тем самым объявил республике войну. Господствовавшие в шотландском парламенте пресвитериане обусловили свою поддержку Карла Стю
арта обязательством с его стороны свято соблюдать ковенант. Но молодой человек был мало расположен плясать под пресвитерианскую дудку. Правда, он вел из своего континентального убежища перего
воры с шотландским парламентом, но возлагал свои надежды, главным образом, на роялистских противников пресвитериан и на горные кланы. С его тайного согласия Монтроз вступил весною 1650 года на шотландскую почву. Но так как ожидавшегося притока горцев не произошло, небольшая толпа наемников, находившаяся под командой Монтроза, была разбита войсками шотландского парламента, а сам Монтроз был взят в плен, приговорен к смерти и повешен в Эдинбурге. Карл, унаследовавший двуязычие Своего отца, отрекся от несчастного перед пресвитерианами и был вынужден, скрепя сердце, принять их условия—с той тайной оговоркой, конечно, что он откажется от них, лишь только станет с шотландской помощью королем Англии. Это утверждение отнюдь не является голословным: письма, отправляв
шиеся Карлом в Ирландию, не оставляют никакого сомнения в том, что он хотел обмануть пресвитериан. Они, впрочем, и сами очень мало доверяли его сладким речам и, когда он в июне прявился среди них, обращались с ним скорее как с пленником, чем как с королем. И он не только не вступил во главе шотландского войска в Англию, но спустя месяц после его высадки в Шотландии появились уже республиканские военные силы.
Во главе вторгшейся английской армии стоял Оливер Кромвель, ныне в качестве главнокомандующего. Фэрфакс, жена которого была ярой пресвитерианкой, уклонился от участия в наступательной войне против Шотландии и отказался от главного командования; на его место 26 июня 1650 г. был назначен Кромвель. На этот раз военное счастье не было для него вначале особенно благоприятно. Но 3 сентября 1650 года при Денбаре произошла битва, окончив
шаяся полной победой республиканцев. После этого поражения шотландцев Кромвель занял Эдинбург и ряд других мест. Однако шот
ландцы не отказались от борьбы и к весне 1651 г. выставили новое
войско, положение которого в течение лета становилось все тяжелее, и тяжелее вследствие успешных операций Кромвеля.
Шотландский военный совет решился, наконец, по совету Карла Стюарта, на отчаянный шаг. В начале августа 1651 года шотландское войско двинулось на юг: Шотландией жертвовали, чтобы напасть на Англию. Карл сулил золотые горы. Он уверенно рассчитывал, что его появление на английской земле вызовет всеобщее народное восстание, которое поддержит его. Но его ожидало большое разочарование: приток роялистов был почти равен нулю. Напротив, Кромвель, следовавший за шотландцами форсированным маршем с частью английского войска, получал непрерывные подкрепления в лице ополченцев, бравшихся за оружие, чтобы отразить нашествие Карла Стюарта