и его шотландцев. Когда Кромвель 3 сентября 1651 г. вступил при Ворчестере в битву с противником, располагавшим едва Половинными силами, войско, находившееся под командой Кромвеля, насчи
тывало уже 40.000 человек, большая половина которых принадлежала к добровольцам. Поражение шотландцев было ужасно: избежавшие смерти на поле битвы были взяты в плен озлобленными крестьянами частью еще во время сражения, частью во время бегства. В числе немногих спасшихся был Карл Стюарт: после многочисленных при
ключений и скитаний ему, в конце концов, удалось перебраться во Францию.
Участь пленников, в том числе большой части шотландского дворянства, была тяжела: большинство по приказу государственного совета было сослано на вест-индские плантации. Их имущество, как и вообще имущество всех, последовавших за претендентом на престол
в Англию, было конфисковано. Равным образом были конфискованы и шотландские коронные имения. О сопротивлении едва ли можно было говорить. Монк, ставший теперь во главе английских военных сил
в Шотландии, без большого труда закончил покорение страны вплоть, до подножия высоких гор. Правда, с шотландцами не обошлись так жестоко, как с несчастными обитателями Зеленого острова, но они
разделили судьбу Ирландии в том отношении, что потеряли своюнезависимость. И им пришлось много страдать от суровых английских чиновников, от тяжелых налогов и постоя войск. Присоединение Шотландии к английской республике начало подготовляться с октября
1652 года и было окончательно объявлено в 1654 г. В акте о соединении особенно интересны статьи, имеющие в виду приспособить шот
ландский общественный строй к английскому и расположить крестьян
в пользу присоединения к республике. Эти постановления были направлены против феодализма, от остатков которого Шотландия страдала в гораздо большей степени, чем Англия. Была отменена не только крепостная зависимость, но и все вообще феодальные повинности. Воинская и другие личные повинности были объявлены уничто
женными, равным образом и вотчинный суд помещиков. Однако крестьяне не были объявлены свободными собственниками, а превра
тились в платящих земельную ренту арендаторов. При этом курмеда осталась в силе там, где она употреблялась; что же касается других платежей при перемене владения, то была только сделана оговорка, что они не должны превышать размера годовой ренты. Говоря об акте
соединения, следует еще упомянуть об отмене пограничных пошлин,, благодаря которой Шотландия должна была впредь войти не только в сферу господства, но и в экономический организм республики.
Дальнейшее расширение сферы политического и экономическогогосподства было целью английских государственных деятелей и по отношению к европейскому материку. В 1651 году они пытались заклю
чить союз с нидерландской республикой. Мысль о тесной связи между обеими братскими республиками была любимой мечтой многих англий
ских идеалистов и имела у них, несомненно, идейную подкладку. Когда же руководители английской политики подхватили эту мысль и поручили Оливеру Сент-Джону проводить ее в Гааге, то тут в осно